| Ответы |
| Написать ответ |
| Круглый Стол |
Я так и не нашёл обе статьи в инете (А.Морозов, "Путешествие за три спонсора" - о проблемах православной журналистики, - и его оппонента Ю.Аверьянова) и в конце концов разместил их у себя, - посмотрите, кому интересна эта тема.Написано 19 марта AD 2000 в 05:47:37
Мне - интересна. И не с "идеологических" позиций, а скорее "богословски", - хоть в данном случае подошло бы какое-то слово поскромнее...
А.Морозов, интересно и корректно описывающий "расклад сил" в РПЦ, тем не менее ставит рядом, чуть ли не отождествляешь, Православие и идеологию. Этим радостно пользуется его оппонент, выискивая в статье непоследовательности, которых или вовсе нет, или они исключительно производны от упомянутого отождествления, - по моему убеждению, удручающе распространйнного.
Оппонент пишет много, но, по-сути, это маленькая реплика с громоздким довеском, и суть её - православная идеология иерархична и авторитарна по своей природе, (как пишет автор, "конкретна", - то есть, упрощая, "Радонеж+журнал "Москва", шаг в сторону - стреляю...:-)))
Просто замечательна фраза про "копыто свободного выбора"...:-))
И он, по-своему, прав. Полноценная идеология всегда иерархична, имеет отчётливые приоритеты, артикулированную систему ориентиров. Но.Для журналиста-аналитика естественно мыслить "государственно", а не религиозно. Поэтому то, что в случае статьи Морозова является изъяном жанровой неопределённости (ну, что такое "православный журналист"? Горячий лёд...), в случае "радонежцев" - сознательная позиция.
Смешной абзац про "проекцию извне и сверху" на светскую идеологию истин веры через "проекторы" типа журнала "Москва" - лишь логическое следствие этой позиции, - столь же неизбежное и оправданное, сколь и доводящее её до абсурда.
Идеологизация - болезнь времени. Удивительно, как легко забывают, что Вселенская Апостольская Соборная Церковь - мистическое, молитвенное единство всех православных, живущих ныне и живших во все времена, от апостолов до мирян, - всех. Единство земного и небесного, именно, что называется, - мистическое т е л о Христа.
Как Слово стало плотью, так и Предание и Писание живут в мире как земная Церковь.
Вообще "назначение" религии может рассматриваться как идеологическое только человеком внешним по отношению к ней. Для православного сама вера и есть назначение, а Бог - единственный её Источник и Цель.
Я знаю, что моё мнение может быть оспорено нынешними православными. Но что это изменит?
Важный момент - соборность Церкви. Аверьянов пишет, что невозможно существовать в двусмысленности, надо выбрать, кого побить каменьями а кто без греха раз и навсегда, "хватит отступать", а то совсем "копыто свободного выбора" достало...
Но не является ли некоторая неоднозначность Предания как раз залогом его жизненности? Разве не полно оно МНЕНИЙ зачастую несовместимых?
Разве в период раскола вопрос или Никон, или Аввакум, стоял для Церкви как мистического целого? Да все их взаимные анафемы перед живой Церковью - ничто!Вобщем, предлагаю высказать свои мнения. Полные тексты статей см. по адресу: