"Пастырь" Гермы

Bar

Церковь (7005 bytes)

От ересиарха:

"Пастырь" был написан Гермой, братом десятого епископа и папы Римского Св. Пия I (Пий возглавлял общину христиан Рима со 140 по 155 г. AD) Он относится к числу исключительно чтимых христианских сочинений - некоторые даже довольно опрометчиво называют его "утерянной книгой Нового Завета"). В Новый Завет "Пастырь" никогда не входил. Первый известный нам канон Священного Писания, так называемый канон Муратори (по имени первооткрывателя), составленный около 200 г. AD, упоминал "Пастыря"с уточнением, что, так как Герму многие знали лично, не все полагают допустимым читать его труд в церкви (собрании) наравне с Евангелиями и Посланиями Апостолов. "Пастырь", кроме того, отличается довольно наивной, хотя и искренней христологией, что также не позволяет ставить его вровень с каноническими книгами. Тем не менее эта книга по праву занимает одно из главных мест в ряду христианской литературы и может по праву считаться родоначальником жанра писаний Святых Отцов.

"Пастырь" написан в форме диалога христианина и ангелов о предвечной Церкви, которая возводится из душ верующих. Мистические видения в ней перемежаются с аллегориями, содержащими наставления в вере и праведности. Содержание ее вполне видно из оглавления, поэтому вместо продолжения рассказа о книге я бы просто посоветовал начать ее читать - это едва ли не одно из самых легких для чтения произведений античной литературы из встречавшихся мне.

Мне бы хотелось только предостеречь вас от того, чтобы считать эту книгу памятником минувших дней. Как мистика, так и практические руководства "Пастыря" (за исключением разве что уж совсем бытовых) звучат исключительно современно - а точнее, вневременно. Чего стоит хотя бы одна идея личной ответственности человека за свои поступки, или комментарий о том, что пост состоит в воздержании не от мяса и молока, а от зла, и в активном творении всяческих добрых и праведных дел, или объяснение, почему христианину не пристало бояться дьявола. А, скажем, определение, данное Гермой лжепророкам и их признакам - "наглые, любят почести, любят мзду и говорят суетное суетным людям о том, что слушатели хотят услышать" - приходит мне на ум едва ли не каждый раз, когда заходит разговор что о новых культах, что об очередных властителях дум из телевизора. Словно и не прошло с тех пор 1850 лет!

Это не Священная книга. Но это тоже вечная книга. Читайте.

 

Видения

Видение первое

Обличение Гермы за его собственные слабости и за небрежность в исправлении детей его

Видение второе

Призвание Гермы к проповеди о покаянии детям его и всем верующим

Видение третье

Строение башни, изображающей церковь

Видение четвертое

О будущем гонении на христиан

 

Заповеди

Заповеди - пролог

Заповедь первая

О вере в единого Бога

Заповедь вторая

О том, что должно избегать злословия и творить милостыню в простоте

Заповедь третья

О том, что должно избегать лжи

Заповедь четвертая

О целомудрии и разводе

Заповедь пятая

О печали и терпении

Заповедь шестая

О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них

Заповедь седьмая

О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно

Заповедь восьмая

О воздержании от зла и о совершении добра

Заповедь девятая

Должно просить у Бога постоянно и без сомнения

Заповедь десятая

О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы

Заповедь одиннадцатая

О том, что истинные и ложные пророки познаются на деле

Заповедь двенадцатая

Об удалении от худых пожеланий и о том, что заповеди Божий возможно исполнить верующим

Заповедь - эпилог

 

Подобия

Подобие первое

Мы, не имея в этом мире постоянного города, должны искать будущего

Подобие второе

Как виноградное дерево поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного

Подобие третье

Как зимой нельзя отличить деревьев полных жизни от засохших, так и в настоящем веке нельзя отделить праведных от нечестивых

Подобие четвертое

Как летом свежие деревья отличаются от засохших плодами и зелеными листьями, так и в будущем веке праведные от нечестивых различаются блаженством

Подобие пятое

Об истинном посте и о чистоте тела

Подобие шестое

О двояком роде людей сластолюбивых и о наказаниях их

Подобие седьмое

О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния

Подобие восьмое

Много есть родов избранных и кающихся во грехах, но по мере покаяния все будут иметь награду в добрых делах своих

Подобие девятое - 1

Строение Церкви Божией, воинствующей и торжествующей

Подобие девятое - 2

Объяснение притчи о башне

Подобие десятое

О покаянии и милостыне

 

Комментарии

 

Опубликовано по изданию: Пастырь Гермы. М. Присцельс, 1997 (текст издания 1862 г. "Памятники древней христианской письменности", т. 2.)

 

 

Bar

Назад в Библиотеку Еретиков

Письмо ересиарху

Design and content © Cimmeria Investment Inc.

Bar