Апокрифы гностиков

 

Bar

 

От ересиарха:

Гностицизм - это своеобразная оккультная эзотерическая философия, образовавшаяся из слияния эллинистической философии с густой добавкой египетских магических представлений с одной стороны и и иудейского монотеизма с другой (в особенности повлияли на зарождение гностицизма, вероятно, книги Иезекииля, Премудрости Соломона и Сираха). Гностицизм, судя по всему, зародился у александрийских евреев примерно в то же время, что и христианство или чуть раньше. Впервые они обнаруживаются у Филона Александрийского в I половине I в., и впоследствии всплывают у самых различных авторов. Гностицизм - не более чем родовое понятие, как и современный нам "Новый Век": он объединял в себе массу школ самого разного направления. 

Общим для гностиков, вероятно, было (очень примерно) следующее. Гностики считали себя обладателями тайного знания (греч. знание - "gnosis", отсюда и названия) о Мироздании, позволявшего человеку обрести сверхъестественные способности и возможности. Мироздание у гностиков представляло собой лестницу из эонов - Сущностей. Наверху мироздания стоял Бог, Мировой Разум или иная высшая сущность, посредством Божественного Слова (гр. слово - "Логос") творившая Разум и другие эоны, числом до 24 (но всегда обязательно круглое). Одной из сущностей был злобный Демиург (букв. "гончар") , создавший материальный мир; существовал еще и добрый эон София (Мудрость), противостоящий Демиургу в той или иной форме. Материальный мир гностики дружно презирали, считая его недостойным высшей божественности. Спастись от власти материального мира и приобщиться к высшему разуму можно было лишь получив указанное "тайное знание", ведя определенный образ жизни и совершая особые магические манипуляции (особено гностики чтили магию чисел).

О том, как гностики наследили в христанстве, можно судить, например, из деятельности Маркиона. Было это около 140 г. О Маркионе известно, что он был богатый хлеботорговец из Понта (р-н Синопа в нынешней Турции), приехал в Рим, внес очень нехилый взнос на общину и стал чем-то вроде второго римского епископа.

Маркион был гностиком и считал, что абсолютное божество, от которого исходил Христос, к людям не имело никакого отношения, а сотворил мир злобный демиург еврейский бог Яхве. Христос пришел выкупить чужих, в общем, божеству людей. Маркион, правда, расширил эту точку зрения: Христос, разумеется, не существовал в реальности, а был этакой эманацией доброго божества. Страшного суда и загробного мира не будет, так как Христос сделал куда как больше - освободил души от связи с этим гадким материальным миром, состряпанным Яхве. Людям следует сосредоточиться на том, чтобы не выдумывать какое-то там царствие небесное, а избавиться от этого мира раз и навсегда. Делается это путем безбрачия, аскетизма и прочего полезного и похвального поведения.

Под это дело Маркион создал первый канон священных книг. Выглядел канон следующим образом:

  1. Речения просветленного Маркиона. "Достойнее доверия, чем апостолы, передавшие евангелия"™.
  2. Евангелие от Луки в соавторстве и под редакцией просветленного Маркиона. Впервые без еврейской родословной, истории о еврее Иоанне Крестителе, цитат из еврейского Ветхого Завета и упоминаний еврейских пророков, очень сильно исправленное и по необходимости дополненное.
  3. 10 посланий Павла в соавторстве и под редакцией просветленного Маркиона тож, очень сильно исправленные и дополненные.
  4. Больше ничего.

Это откровение общину так потрясло, что Маркиона выгнали, а взнос ему вернули. Маркион основал свою собственную альтернативную общину, из которой вышли некоторые гностики-докеты (докеты, от "dokesis" - "казаться", утверждали, что никакого Христа во плоти не было, а была это так, одна кажимость)  - в частности, философ Апеллес и известный гностик Валентин. Кстати, термин "докесис" предположительно запустил тот же Маркион. Правда, перед смертью он вроде бы собирался отречься от своих заблуждений и вернуться в римскую общину, но помер, не успев этого сделать.

Гностицизм христианство не приняло - Евангелие от Иоанна раз и навсегда отсекло гностические рассуждения о Логосе и прочих сущностях, разъяснив, в каком смысле правомерно говорить о Христе в гностических терминах, попутно разрушив их теории о Божественном, - но гностицизм не умер, создав традицию для целой цепочки тайных лжеучений. Трудно сказать, что оказалось более живучим: плеромы-эоны или сама фирменная манера гностиков: обещать потусторонний эксклюзив только для "избранных", намекать, что лишь они знают, как оно все было на самом деле, ссылаться на неких загадочных "Великих посященных", сыпать магическими числами и датами, выдавать грудами навороченные космологические построения, плюс нарочито темная терминология, щедро рассыпанные обещания чудес и магий, безудержный эклектизм, стремление присосаться ко всем популярным учениям враз и тому подобные обманки и самообманки. В результате за прошедшие столетия скопились целые орды посвященных: масоны, розенкрейцеры, теософы (для тех, кто не знает, что такое теософия, назовем имена Штейнера, Блаватской, супругов Рерихов и Д.Андреева) и... затрудняюсь даже вспомнить всех. На ловушку гностических знаний и построений ловились и более серьезные мыслители - скажем, тот же Владимир Соловьев и многие прославленные русские философы его поколения не избежали рассуждений о Софии и царстве Духа, а из более близких к нам времен вспоминается незабвенный Тейяр де Шарден. И полку этому пока нет переводу. Падок человек на таинственные сказки! Собственно, тут предисловие можно и окончить.

 


Собранные здесь апокрифы относятся к разным периодам и к разным школам, но в целом очень верно показывают как фразеологию, так и интересы гностиков. Общего у них с христианством только имена, все прочее - лишь их собственные идеи, соответствующе поданные. Так что пусть заголовки вас не вводят в заблуждения - прицепляться к раскрученной марке со своим самопалом гностики, что нынешние китайцы,   всегда были мастера. Это далеко не вся известная литература гностиков, но эти три сочинения довольно представительны.

Евангелие от Фомы

Самый знаменитый апокриф, которое у всех на слуху, но которое мало кто читал. Представляет из себя набор речений Иисуса (многие - перефразированные канонические фразы и эпизоды) на разные темы с постоянными намеками, что у Иисуса было некое тайное учение, которым он поделился только с Фомой. Найдено в той же библиотеке Наг-Хаммади, что и Евангелие от Филиппа.

Евангелие от Марии

Короткий и не полностью сохранившийся (начало утрачено) рассказ о последнем поучении Христа ученикам и об аллегорическом видении ученицы Христа Марии (Магдалины?), обсуждающем некое "истинное откровение" о путешествии души по иерархии властей (гност. архонтов) неба. Многие обороты очень похожи на евангелие от Фомы. Основная мысль та же, что и у Маркиона: главное - освободиться от власти злой материи и уйти в блаженное небытие.

Евангелие от Филиппа

Цепочка философских афоризмов и поучений без сюжета на самые разные темы, большей частью теоретические; больше всего напоминает этакий учебник "христианства по гностикам". Отчего его назвали евангелием - понять сложно, Иисус там почти не упоминается. Текст был обнаружен в 1945 или 1946 г. в Египте у селения Наг-Хаммади (греч. Хенобоскион) вкупе с еще 40 манускриптами гностиков местными арабами. Мы разбили его на две части сугубо для удобства чтения - уж больно большое.

Часть I

Часть II

 

 

Bar

Назад в Библиотеку Еретиков

Письмо ересиарху

Design and content © Cimmeria Investment Inc.

Bar