Семь Вселенских Соборов

ПРАВИЛА И ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Bar

 

От ересиарха:

Постановления Семи Соборов считаются важнейшим элементом предания Древних церквей - православной и католической. Все они прошли в середине 1 тысячелетия от р. Хр., когда Древняя Церковь еще не делилась на Восточную и Западную, и их постановления принимались епископами Востока и Запада совместно (Восток, находившийся под контролем императоров Византии, был представлен много лучше, чем Запад, раздираемый варварскими нашествиями и войнами). Решения Соборов принадлежат в равной мере обеим церквям, но в основном ценятся все же гораздо больше православными, нежели католиками. Документы, которые приняли эти Соборы (и которые, вопреки распространенному мнению, далеко не всегда получали санкцию императорской власти), представлены здесь.

О Соборах и их значении можно говорить очень много. Я ообращу внимание читателей лишь на одно: заметьте, насколько часто в постановлениях Соборов встречается слово "человеколюбие", которое, как правило, означает, что местный епископ или община могут смягчить или отменить данную норму Собора по своему усмотрению. Это не случайность, а один из важнейших признаков восточного православия - его внутренний демократизм, ориентированный на решение спорных вопросов только совместным мнением и не посягающий на свободу мысли за пределами довольно ограниченного числа норм. Соборы были нацелены не столько на подавление ересей (чтобы избежать путаницы, уточним: здесь мы употребляем это слово в том же значении, что и соборные постановления - ревизионистское богословие), сколько на поиск восстановления единства взглядов и действий. Соборы осуждали еретиков, но участники соборов продоложали смотреть на них всего лишь как на заблудших братьев по вере, которых следовало пристыдить, переубедить и если необходимо, осудить - но не уничтожить. Православие времен Соборов жило под неписаным лозунгом "Единство в многообразии" - что не мешало православным до хрипоты и потасовок спорить о принципиальных вопросах.

 

1 Собор

Собрался в 325 г. в Никее  (город-спутник Константинополя) для обсуждения учения пресвитера Александрии Ария о том, что Христос был только небывало исключительным человеком, но все же человеком сотворенным, а не предвечным Богом. Отверг арианство и сформулировал первый Символ Веры.

2 Собор

Собрался в 381 г. в Константинополе. Уточнил толкование Триединства Бога в Символе Веры и вновь отказал в признании арианству, а также ряду других богословских сект.

3 Собор

Собрался в 431 г. в Эфесе в Малой Азии. Отверг учение патриарха Константинополя Нестория о Боговоплощении, которым разделялись Божественная и Человеческая природы Христа, признав термин "Богородица". 

4 Собор

Собрался в 451 г. в Халкидоне близ Константинополя. Отверг учение монаха Евтихия и его последователей - монофизитов, считавших, что в Христе его человеческая природа была полностью "поглощена" Богом.

5 Собор

Собрался в Константинополе в 553 г. Отверг учения богословов Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива (т.н. "антиохийская школа", близкая несторианству). Текст письменных постановлений отсутствует, известно лишь о существовании проектов.

6 Собор

Собрался в Константинополе в 680 г. Отверг учение монофелитизма, искавшее компромисса с монофизитами путем утверждения о том, что Христос имеет два естества, но лишь одну общую волю.

7 Собор

Собрался в 787 г. в Никее. Отверг иконоборчество как разрывание лиц Святой Троицы и разделил поклонение Богу и почитание икон. 

 


Постановления Соборов публикуются по переводу прошлого века с греческого на старославянский. Хотя текст местами просит уточнения и удаления ненужных архаизмов, я не стал его править ввиду того, что невозможна его сверка с греческим оригиналом. Греческий же язык необычайно сложен для перевода по причине того, что он очень богат оттенками смысла. А в этих документах, по своей сути не юридических, а богословских, оттенки смысла - все. Так как чисто лингвистическая правка могла бы сьесть часть этих оттенков, я оставил текст в его архаичном звучании в ожидании лучшего современного перевода, выполненого напрямую с оригинала.

 

 

Bar

Назад в Библиотеку Еретиков

Письмо ересиарху

Design and content © Cimmeria Investment Inc.

Bar