Мать Мария

ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ

О благочестии и злочестии и Православии

Фото матери Марии (40274 bytes)

Line

От ересиарха: Мать Мария - в прошлом поэтесса Елизавета Кузьмина-Караваева. После Октябрьской революции эмигрировала во Францию и постриглась в монахини под именем Марии. О ее деятельности и мировоззрении можно судить из этой статьи. Во время второй мировой войны мать Мария попала в немецкий концлагерь. Погибла она там, как и жила, по-христиански: стала вместо молодой девушки в колонну, которую конвоировали в газовую камеру.

Здесь помещена ее неизданная рукопись 1937 г., найденная Е. Клепининой-Аржаковской в архиве С.Б. Пиленко в 1996 г. Оригинальный текст опубликован в журнале "Вестник РХД" N 176 (1997 г.) и размещен в Интернете с согласия гл.редактора журнала Никиты Алексеевича Струве. Публикация в Интернете Андрея Платонова, текст и фотография любезно предоставлены Виктором Судариковым.


Если мы начнем изучать историческое место, на котором мы находимся, или вернее, те исторические типы благочестия, которые сейчас выработало наше историческое положение, то мы сможем объективно и беспристрастно увидеть разные категории лиц, неодинаково понимающих религиозное призвание человека. Каждая категория имеет свои положительные и свои отрицательные черты. Очень вероятно, что только сумма их дает правильный облик многогранной христианской жизни. С другой стороны, классифицируя типы религиозной жизни в православии, надо иметь всегда в виду, что наряду с отчетливыми и законченными представителями того или другого типа, большинство людей представляют из себя некое смешение двух, а зачастую и большего количества типов религиозной жизни. Классифицируя и определяя, очень трудно удержаться в рамках беспристрастия и объективности, потому что в жизни каждый человек притягивается к ему свойственному пониманию христианства и отталкивается от понимания ему чуждого. Тут можно только хотеть сделать все усилия, чтобы избежать такой пристрастности.

Если, наблюдая верующих людей, вести с ними беседы, читать разнообразные книги и журналы, посвященные духовным вопросам, то сразу бросится в глаза невероятная многогранность понимания духовной жизни. Если же попытаться свести это разнообразие к каким-то более или менее определенным группам, то мне кажется, что в данный момент эти группы таковы: в православии существует

  1. синодальный тип благочестия,
  2. уставщический тип,
  3. эстетический,
  4. аскетический и
  5. Евангельский.

Конечно, такое подразделение до некоторой степени условно. Жизнь гораздо сложнее. Очень вероятно, что есть и другие категории, которые мне не удалось почувствовать. Но такое условное подразделение очень помогает в понимании многих явлений нашей жизни и до известной степени дает возможность разобраться в собственных симпатиях и антипатиях, в собственном духовном пути. У каждого духовного типа есть своя, подчас очень сложная история, свой собственный генезис, каждый определяется разнообразнейшими условиями своего возникновения. Человек не только по внутреннему тяготению оказывается в одной или другой группе, но как бы и предопределяется к ней той средой, из которой он вышел, воспитанием, научением, влияниями. Попробуем характеризовать каждую категорию с точки зрения ее исторического возникновения, попробуем характеризовать ее нравственные свойства, ее быт, даже ее искусство, силу ее распространения, творческие возможности, заложенные в ней, ее соответствие современным задачам церковной жизни.

 

 

Bar

Следующая глава

Назад в Библиотеку Еретиков

Письмо ересиарху

Design and content © Cimmeria Investment Inc.

Bar