Хви ха-Балки

Вопросы по тексту Ветхого Завета

Line

 

№ 1. Люди перестают придерживаться этой книги (Ветхого завета), ибо мотивировка заповедей не указана в ней.

№ 2. Отворачиваются от нее, так как считают, что в ней имеются противоречия. К примеру во II книге Самуила (2 Цар. XXIV, 9)' сказано: «У израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне», а в I книге Хроник (1-Парал., XXI, 5) сказано: «и было всех израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч...».

№ 3. Доходят до мысли, что есть в ней фантазия, т. е. ложь. Судя по ее рассказам, сын может быть старше своего отца на два года: Иорам, сын Иосафата, жил сорок лет (2 Парал., XXI, 20), а Охозия сын Иорама воцарился вместо умершего отца, когда ему было сорок два года (2 Парал., XXII 2). По этому же вопросу в Библии явные противоречия: а) согласно 4-й Царств (VIII, 26): «Двадцати двух лет был Охозия, когда воцарился; б) согласно 2-й Паралипоменон (XXII, 2); «Сорока двух лет был Охозия, когда воцарился» '.

№ 4. Какой смысл в заповеди о жертвоприношениях - резать ли коров или сжигать кровь с внутренним жиром?

№ 5. Почему бог оставил своих святых ангелов и утвердил свое местопребывание (в храме.- М. Б.) среди грешных людей?

№ 6. Зачем богу жертвоприношения, если он не питается? Зачем ему хлебы предложения, если он не ест? Зачем ему свечи, когда ему не нужно освещение?

№ 7. Почему, пока тело человека в целости, он не считается богоугодным, а когда частичку тела обрежут у него (т. е. совершат над ним обряд обрезания.-М. Б.), он становится богоугодным?

№ 8. Абсурдно предписание о рыжей корове (точнее, о пепле рыжей коровы - Чис. XIX, 2-10, Ю.А.). Она очищает оскверненных и оскверняет чистых.

№ 9. О жертве, приносимой в иом-киппур Азазелу. Люди отождествляют Азазела с чертом .

№ 10. Как это благодаря телице аруфа (т. с. такой, на которой не работали и которая не носила ярма.-М. Б.) народу отпускаются грехи, которые он не совершил.

№ 11. Неужели богу необходимо было обставить достижения человеком вечного блаженства целым рядом" предписаний?

№ 12. Разве не проще 'было бы прямо дать человеку блаженство, не ставя последнего в зависимость от исполнения различных повелений?

№ 13. Аргументы в доказательство противоречивости библейских повелений (заповедей): а) божество вызывает людей к жизни, а затем само же отнимает ее у них, заставляя их умереть. Значит оно непоследовательно и может оказаться таковым же и по отношению к собственным своим предписаниям и запретам, б) Закон противоречит сам себе, так как одновременно в одни дни (будни) допускает работу, а в другие (например, суббота, праздники) запрещает ее.

№ 14. «И сказал бог: «создадим человека по образу нашему, по подобию нашему» (Быт., I, 26). а) Почему человек, если он так совершенен, не обладает бессмертием? б) Почему тело его состоит из крови, слизи, желчи и т. п. низменных и грязных ингредиентов? в) Почему род людской подвержен болезням? г) Почему он чувствует физическую боль, результаты отравления и т. п.?

№ 15. Душа смертна, «душа всякого тела есть кровь его» (Лев., XVII, 14).

№ 16. Если душа бессмертна, то почему бог избрал местопребыванием чистой, возвышенной души запятнанное, низменное тело?

№ 17. Зачем бог, при его всеведении, обращается с повелениями к благочестивым и почему он посылает пророков своих к нечестивцам?

№ 18. Если человек, создание бога, погибает насильственной смертью, будь то наказание за проступок или для испытания, если он падет от руки нечестивцев (Иезавель повелела зарезать многих пророков), то что нам думать о таком деянии и на кого падает за него ответственность?

№ 19. Чудеса .на Чермном море .(Исх., XIV, 27) объясняются приливам и отливом.

№ 20. И манна вопреки Исходу (XVI, 13) не от бога. Манна, которой питались евреи в пустыне, - сладкое растение, носящее на арабском языке имя «ман».

№ 21. «Когда сходил Моисей с горы Синая..., Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что бог говорил с ним» (Исх., XXXIV, 29). Сияло лицо Моисея по причине продолжительного поста.

№ 22. Бог не сдержал некоторых обещаний, подкрепленных клятвой. В Исходе (XIII, 11) сказано: «И когда введет тебя господь в землю Ханаанскую, как он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе». А в Числах (XIV, 23) сказано: «Не увидят земли, которую я (бог.-М. Б.) с клятвою обещал отцам их, все, раздражавшие меня, не увидят ее».

№ 23. Если бог всевидящий и всезнающий, то почему в Бытии (III, 9) сказано: «И воззвал господь бог к Адаму и сказал ему: «где ты?». Бог, значит, не знал местонахождения Адама.

№ 24. В Ветхом завете имеется и такое противоречие. Согласно 3-й книги Царств (VII, 14), мастер при дворе Соломона был сыном «одной вдовы из колена Нефталимова, отец его Тирянин был медник и т. д.». Согласно же 2-й Паралипоменон (II, 14) этот же мастер был сыном одной женщины из дочерей Дановых (а отец его Тирянин)...

№ 25. В Бытии (1, 2) сказано: «Земля же была безвидна и и пуста, и тьма над бездною». Выходит, в первый день бог ,создал и небо, и землю, и тьму. Но тьму можно различать при условии наличия света. Свет и тьма зависят от восхода и захода солнца. А солнце, согласно Бытию, создано лишь в день четвертый. Все это противоречиво, непоследовательно. Мир никем не создан, он существует сам по себе, 'извечно.

№ 26. Бог не един. Имеется много богов. Сказано во Второзаконии (XXXII, 9): «Часть Господа народ его; Иаков наследственный удел его». Значит, сколько народов - столько богов.

№ 27. Он принял дар Авеля и без всякого основания отверг дар Каина. (Быт., IV, 3-5).

№ 28. В дни потопа бог без всякой причины наказал животных. (Быт., VII, 4 и 21-23).

№ 29. Он запретил израильтянам вступать в брачные сношения с моавитянами и аммонитянами, хотя сам бог вынудил дочерей Лота совокупляться с отцом своим (Быт., XIX, 31-38).

№ 30. Он спас Ноя от потопа, а ведь Ной был не лучше своих современников. В Бытии (гл. IX, ст. 21) сказано, чго Ной был пьяницей.

№ 31. Бог уничтожил Содом и Гоморру, а они не были хуже других городов.

№ 32. Он послал внуков патриарха Авраама в Египет для того, чтобы они терпели горе без всякой причины.

№ 33. Бог мог сделать жизнь человеческую счастливой, но не сделал этого. Жизнь человека полна мук.

№ 34. Почему он не сотворил человека праведным и добрым, лишенным возможности грешить.

№ 36. Он не знал, что Авель убит (Быт., IV, 9).

№ 36. Бог не предвидел, что люди отвернутся от него и начнут грешить. Тора рассказывает: «и раскаялся господь, что создал человека на земле, и возскорбел в сердце своем» (Быт., VI, 6).

№ 37. Он испытал Авраама (в Быт., XXII, 1-2 написано: «И бог искушал Авраама и сказал ему... возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди с ним в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе»). Следовательно, бог заранее не знал поведение Авраама, поддастся ли он искушению или нет.

№ 38. Он боялся Адама. Когда Адам в нарушении заповеди ел плоды дерева познания добра и зла, то бог страшно обеспокоился и сказал: «и теперь как бы не простер он (Адам.-М. Б.) руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт., III, 22).

№ 39. И прогнал бог Адама и Еву из сада Едемского, а у ворот его поставил херувима «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт., III, 24). Был бы бог всемогущ, разве он принял бы такие меры? Он смог бы отшибить память у Адама и Евы, и они бы забыли, что жили в саду Едемском и, следовательно, не искали бы туда шути.

№ 40. Бог боялся людей, строивших вавилонскую башню, которая должна была достигнуть неба (Быт., XI, 6).

№ 41. Чтобы изменить судьбу Аврама, бог вынужден был называть его не Аврамом, а Авраамом. (Быт., XVII, 5). Выходит, что судьба сильнее бога.

№ 42. Одно время бог разрешил человеку взять себе в жены сестру свою, а впоследствии он это запретил.

№ 43. Сам бог не приговорил Каина за убийство Авеля к смертной казни, а потом повелел любого убийцу умерщвлять.

№ 44. Одно время любой человек мог заняться всесожжением, а потом бог повелел этим заняться только жрецам.

№ 45. Повелел бог Аврааму принести в жертву Исаака, а когда Авраам собрался выполнить заповедь господа, то ангел божий не дал ему возможность этого сделать (Быт., XXII, 2 и 12).

№ 46. И сказал бог Валааму: не ходи с ними (с послами Валака.-М. Б.), а ангел господень сказал Валааму: пойди с ними (с послами Валака.-М. 5.). (Чис., XXII, 12 и 35).

№ 47. Езекия царь иудейский заболел. И пришел к нему пророк Исайя и сказал ему: «так говорит господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис., XXXVIII, 1). А позже бог изменил своему слову и сказал царю: «я услышал молитву твою, увидел слезы твои и вот я прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет» (Ис., XXXVIII, 5).

№ 48. Поначалу бог избрал первенцев для службы в скинии собрания, а потом, для этой же цели «взял левитов вместо всех первенцев» (Чис., VIII, 18).

№ 49. Поначалу бог избрал себе местопребыванием ковчег завета (Исх. XXV, 16), а позже храм.

№ 50. В день субботний бог запретил любую работу, но разрешил в этот день воевать против Иерихона (Иис. Нав., глава VI).

№ 51. Бог благословил Иакова, но в действительности дети Исава счастливее потомков Иакова. Благословения, которые совершил Исаак над Иаковом '(Быт., XXVII, 28-29), не осуществились. Иаков всю свою жизнь страдал.

№ 52. Он приказал приносить ему в жертву скот. Сало и кровь - пища его.

№ 53. Бог любит пребывать в богатом храме. Ему нравятся золотые светильники. Он любит вино, курение, масло и т. п.

№ 54. Бог, согласно Библии, отдыхает. «И совершил бог к седьмому дню дела свои, которые он делал и почил в день седьмой от всех дел своих, которые делал» (Быт., II, 2).

№ 55. Бог, согласно Ветхому завету, совершает путешествия, он сходит с неба и снова возвращается на небо (Быт., XI, 5; XVII, 22).

№ 56. Бог, согласно Ветхому завету, то превращает женщин в неплодовитых («И сказала Сара Аврааму: вот господь заключил чрево мое, чтоб мне не рождать», Быт., XVI, 2), то, наоборот, они по воле бога, много плодят («И помолился Авраам богу, и исцелил бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Быт., XX, 18).

№ 57. Богу присущи страсти, он гневается, радуется, раскаивается и т.п.

№ 58 Бог ест и берет взятки (Быт„ XVIII, 8).

№ 59 Бог подобен человеку. Он явился Аврааму у дубравы Мамре (Быт., XVIII, 1). Когда Авраам «возвел очи свои и взглянул», то увидел, что «три мужа стоят против него» (Быт., XVIII, 2).

№ 60. Много ветхозаветных повелений не имеют никакого объяснения.

№ 61. Трудно понять, почему 'бог присудил Каина всю жизнь скитаться. '

№ 62 Трудно понять видение Авраама, описанное в главе XV книги Бытия.

№ 63. Почему в Бытии подробно излагается история с распорядителем Авраама Елиезером (Быт., XV и XXIV)?

№ 64. Может ли разумный человек понять почему Авраам, готов был принести в жертву сына своего Исаака.

№ 65. Почему Иаков обладал четырьмя женами? Имей он одну жену, была бы история евреев иной?

№ 66. В Ветхом завете ничего не сказано о том, что в загробной жизни человеку воздается по заслугам.

 

 

Опубл. в: Критика иудейской религии, изд-во АН СССР, 1962.

 

 

Bar

Назад в Библиотеку Еретиков

Письмо ересиарху

Design and content © Cimmeria Investment Inc.

Bar