Так что же господа, мы так равнодушны к нашему общепризнанному ВСЁ?
Я привела на ваш суд два стиха великого поэта 1817 и 1828 года. Видны его метания в поиске истины.
Сколь он был значим даже в свое время свидетельствует то, что в 1830 году на его стихотворения находит возможным откликнуться по-отечески, с любовью митрополит Московский Филарет (Дроздов), уже при жизни названный мудрым, и ныне причисленный Церковью к лику святых:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
И кажется, что поэт удовлетворен, получает успокоение. Ищущую душу поэта глубоко потряс этот неожиданно обращенный к ней голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Однако с годами опять возникают вопросы, терзающие душу и ум поэта, опять искание.
"....Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром - нет! - промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека,-
Ужель один недвижим будет он?
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари......
Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался.
Какой восторг тогда пред ним раздался!
Как был велик, как был прекрасен он,
Народов друг, спаситель их свободы!
Вы помните - как оживились вдруг
Сии сады, сии живые воды,
Где проводил он славный свой досуг.
И нет его - и Русь оставил он,
Взнесенну им над миром изумленным,
И на скале изгнанником забвенным,
Всему чужой, угас Наполеон.
И новый царь, суровый и могучий,
На рубеже Европы бодро стал,
И над землей сошлися новы тучи,
И ураган их . . . . . . . . . . . . . . . . . . ."
И еще больше выражено сомнение и искание в следующих стихах:
"Напрасно я бегу к сионским высотам...
*
Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам...
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
1836"
Люди великие во все времена задавались поиском истины. И вот на примере А.С. Пушкина как будто он получает ответ, как будто обрадовано успокаивается, но проходят годы, приходит больше мудрости и опыта, а те же вопросы не дают покоя.
Великий Филарет как будто ответил поэту на все его печали, но вот эти слова заставляют задуматься:
"Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал."
Мудрейший человек отмечает, что Им же тайно на печаль осуждена, но ведь не отвечает зачем. А следующие четыре строчки говорят, то что и обязан он был произнести, ограниченный границами догмы, что вина перекладывается на творение и что творение должно исправить "кривое".
Пушкин вначале приняв это, в последствии опять возвращается к исходной точке.
И один и другой были мудрейшими людьми. Так что же недостало мудрости? Чепуха!!! "Всякому овощу свой час..."
Иисус подтвердил слова Ветхозаветного Писания:
"25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение." Мф. 11
Значит так было угодно и предопределено, что вера откроется через неформативное понимание "младенцев", что их уста должны будут произнести где искать тот узкий путь, а не широкие врата ведущие в Царствие Божие.
И рассуждать "детям - младенцам" не страшно, они еще не понимают границ догм и общепринятых принципов, но кроме того они в своей простоте и не ограничении общепринятым суждением задаются вопросами не заботясь о том - это кощунственно или нет, это отвечает всепринятому мнению или нет. Они - дети.
02 май 08:16 | Valentina | Памяти великого поэта |
03 май 09:07 | Valentina | Памяти великого поэта |
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |