Первые впечатления.
В чем лукавство Бахтина? По-видимому, в художественном многословии, многократном вдалбливании в разных вариациях одного и того же сочетания мыслей, словно подвергаешься процессу внушения. В намеренном противопоставлении "народного" "свободного" низового смеха и угнетающей, страшной, бюрократической серьезности. Возможно и в самом деле, как предполагал кое кто, Бахтин выполнял некий соцзаказ 50-х, 60-х по расшатыванию устоявшейся системы, стимулированию разрушительного "свободного" смеха, под видом анализа средневековья. У меня есть вопросы по поводу свободолюбия смеха и угнетающего характера серьезности. По-моему это один из аспектов, но не абсолютная истина. Смех может быть пустым, гадким и так далее. Грубо говоря, можно и разбой сделать символом свободолюбия (что и делалось довольно часто), но так ли это, если брать явление в полном объеме?
Но все-таки нельзя Бахтина сводить к одной агитке, это серьезный научный труд. Узнаю много интересного, нового для себя. Рабле несколько раз начинал читать и бросал, противно, Сервантеса в свое время, кстати, тоже начинал и бросал по той же причине, а вот Шекспир - шел, странно, Бахтин ставит их в один ряд.. Может быть если прочитаю о смысле раблезианства, станет понятнее?
Горотеск как высмеивание страхов? Может быть, но опять же это не вся суть гротеска. Ужастики- это тоже гротеск. И эту сторону Бахтин не затрагивает.
Что нового?
1. Отличие средневекового карнавального смеха от более поздней смеховой культуры в том, что он направлен не только на разрушение, издевательство, опровержение, но и на созидание. Смерть и рождение в одном флаконе (изображения беременных безобразных старух). Смысл термина, характеризующего эпоху, не только в возрождении античной учености, но и как реализация более глубоких средневековых мистических ожиданий Возрождения жизни.
2. Пародии на религиозные тексты, издевательство над ними, были вполне легальны, чуть ли не поощрялись определенными иерархами, использовались в учебном процессе. Использовались как для развлечения/отвлечения от серьезных занятий, а так же в воспитательных целях. Посмотрев какую-нибудь Вечерю пьяниц, люди отвращались от изображаемых там безобразий. По-видимому и переполнение гадостями в краткий карнавальный период могло служить той же цели. Не только свободолюбие выражалось через смех, как считает Бахтин, но и сконцентрированный переизбыток испытанных и увиденных гадостей отвращали от них на целый год. Короче, карнавальная культура, похоже, еще менее однозначна, чем подает ее Бахтин.
Что интересно? Ее корни. Сатурналии? Может быть. Германские традиции? Какие?
14 апр 08:45 | Джек | Бахтина начал читать. О Рабле. |
14 апр 11:31 | Valentina | Бахтина начал читать. О Рабле. |
14 апр 15:50 | Джек | Бахтина начал читать. О Рабле. |
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |