> Ну вот и запретили http://ria.ru/culture/20150331/1055658989.html
Как я себе понимаю Контрреформацию в России. И в православии.
На первый взгляд Контрреформация - это торжество мракобесия, инквизиции и преследования инакомыслящих. Но это только одна сторона естественного процесса, тупая сторона, неизбежная из-за наличия достаточно большой общности ограниченных и возбудимых людей в любом социуме, и эта сторона выпячивается противниками, разумеется. Что бы одержать верх над Реформацией необходимо, как это произошло с католической Контрреформацией, предложить нечто свежее, как минимум равное идеям Реформации, а как максимум - превосходящее их.
Моя теория: в России случилось свое Возрождение - это конец 17-19 век. И своя Реформация - 20 век. Их смысл отличается от смысла католических аналогичных процессов из-за других установок коллективного мышления. Потому и смысл высокой Контрреформации (термин от высокого Возрождения :)) должен быть иным.
В чем разница установок. В Европе коллективное мышление носит кастовый характер. Явно, а последние десятилетия (при повсеместном торжестве идей гражданского равенства) неявно, в сознании общество делится на слои панов и холопов. Причем каждый слой знает свое место, кто у него пан, а кто холоп. Наследие феодальной системы, надо думать. В России в общественном сознании другое представление об общественном устройстве. Которое можно описать коротко так: все равны перед самодержавным монархом. Отсюда неприятие панско-холопского европейского мышления, приятие самодержавных монархов, которые к своему аппарату относятся ровно так же как ко всем остальным - требовательно, и чрезмерность требовательности, при этом, не пугает.
Российская Реформация, она же революция, фактически восстанавливала это положение, востребуемое коллективным сознанием, потрепанное либерализмом последних царств. Коллективное равенство перед самодержавным монархом. Плюс отвергло православие и провозгласило приоритет атеистического научного (иногда псевдонаучного) мышления, что было в общем принято обществом из-за общего кризиса религиозности в России к концу 19 века.
Что произошло после кризиса Реформации? С одной стороны либеральная составляющая противников Реформации начала снова внедрять нелюбимый кастовый общественный строй, который в России переродился в клановый, борьбу вертикальных кланов. А православие, совместно с левыми и псевдоконсерваторами занялось восстановлением самодержавной монархической системы. Вместо того, что бы научившись на уроках Реформации выдвинуть нечто качественно новое, учитывающее и научное мышление и развитие индивидуализма.
Может быть я много чего не знаю, но мне кажется, что у нас монах, занимающийся чем-то подобным:
попросту невозможен.
Кстати, можно обратить внимание на такую фразу, которая оказалась прорывной для католицизма: недостаток томизма — озабоченность судьбой и спасением индивидуального субъекта, а не коллективного. В то время как именно спасение коллективного субъекта, представляющего собой целостный организм и обладающего единым разумом, должно быть описано теологией
В православии, по-видимому, контрреформаторская позиция должна быть противоположной. Коллективизм и заботу о целостном организме нужно оставить кесарю, с этим, в условиях русской цивилизации, традиционно кесари справлялись более или менее. А вот идея индивидуальности спасения, индивидуальной ответственности за свое спасение, то, чего, как мне кажется, не очень хватает в религиозном мышлении.
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |