> Историки 19 века все поголовно держались морального взгляда на свой предмет, причем еще и в духе религиозном.
Да, в этом смысле тоже интересно было читать. Гиббон такой дореволюционный либерал, скорее протестант, хотя и переходил в католичество, не изведавший либерализма и демократизма якобинцев. Интересно было смотреть на логику его оценок, в том числе и римского периода. Причем ощущение такое, что нынешний расхожий интернетный либерализм находится на уровне дореволюционного 18 века. Оценка республиканского Рима как страны свободных людей, в противовес империи как страны рабов, игнорируя то, что реальная власть республиканского Рима принадлежала не народу, а олигархической группе сенаторских семей, и провинции считались скорее добычей, находящейся за рамками закона, чем частью государства. Довольно созвучные нынешним мысли.
Интересен его религиозный дух, скептически настроенный против чудес, фанатизма, ограниченности. Смесь протестантизма и энциклопедизма.
Но обилие фактического материала, особенно римского периода, впечатляет. Ощущение такое, что с 18 века история никуда не продвинулась и бодается в тех рамках, которые были заданы тогда.
> А подробности во многом связаны с тем, что греки много писали о своей политике в духе "кара нам свыше за грехи"
Да, ты, наверное, прав. Как относишься к себе, так и к тебе относятся.
Кстати, читал у Игоря Данилевского, как я его понял, что поражение русских от монголов во многом объяснялось именно восприятием монголов как кары свыше за грехи наши, что значительно снижало дух обороны. мысль не всеохватывающая, но, по-видимому, что-то такое имело место, особенно если учесть дух самобичевания перенятый у греков вместе с православием.
> а от тех же пап и королей в том же периоде источников ноль, одни имена и остались; скажем на весь X век папства пришлась одна хроника Лиупранда Кремонского, который не скрывает, что пишет о своих врагах и такие вещи рассказывает ("порнократия"), что современные историки склонны это на веру не принимать.
Да, конечно, и это. Но даже когда он описывает факты известные, то применяет совсем разные прилагательные к описанию мужественных королей, герцогов и маркизов и рабов-греков.
>
24 мар 10:21 | Джек | Византия. |
24 мар 11:23 | Ересиарх | Византия. |
25 мар 09:47 | Джек | Византия. |
26 мар 10:30 | Джек | Византия. |
30 мар 08:52 | Джек | Византия. |
02 апр 07:19 | Джек | Византия. |
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |