> На форуме, в сенате или в лагере взрослый сын римского гражданина пользовался публичными и личными правами человека, а в доме своего отца он был не более как вещью, принадлежавшей в силу закона к одному разряду с движимостью, рогатым скотом и рабами, которых своенравный владелец мог отчуждать или уничтожать, не подвергаясь за это ответственности ни перед каким земным судилищем. Та же самая рука, которая давала ему дневное пропитание, могла обратно отбирать этот добровольный дар, и все, что сын приобретал трудом или удачей, немедленно присоединялось к собственности отца.
>
> К императорскому периоду роль отца потихоньку смягчалась, как написал Гиббон - из судьи о превращался в обвинителя. Но осадок я думаю остался.
>
> Это я к тому, что давая императору титул Отца Отечества римляне имели ввиду и этот аспект.
> И говоря об Отце небесном, по-видимому тоже.
Pater patriae символически превращал всех жителей страны в личных клиентов принцепса, но судя по истории его присвоения (Камилл, Цицерон, Цезарь, Август, далее избирательно) - юридическое значение этого титула было минимальным.
21 фев 23:07 | Джек | Гиббон о роли отца в Риме |
26 фев 00:49 | Ересиарх | Гиббон о роли отца в Риме |
26 фев 08:02 | Джек | Гиббон о роли отца в Риме |
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |