По всей видимости, я упустил еще один фактор, важный для понимания общения и жертвоприношения. Фактор дорыночных отношений, при которых не важна ценность обмениваемого, а ценны сами отношения обмена. Такие дорыночные отношения характерны для детства, как индивидуального, так и коллективного сознаний, возможны и при взрослении, но корни его все-таки в детстве. Отношения, при которых, если говорить рыночным языком, друг относительно друга открыт кредит, уходящий в бесконечность, а потому ценность обмениваемого абсолютно не важна. Абсолютно ценным является сам обмен.
Неизбежен ли переход к рыночным отношениям обмена? Скорее всего - да. Взросление, хочешь не хочешь, калибрует весы, определяющие ценность обмениваемого, столкновения со злостно неравноценным обменом разрушают внутреннюю идиллию, которая позволяет не обращать внимания на ценность отданного и полученного. Постепенно происходит переход к той модели, когда фиксируется ценность обмениваемого и справедливым начинает считаться обмен, при котором ценность обмениваемого равна для обоих сторон обмена. Однако этот процесс не происходит единовременно и не происходит безболезненно. Особенно, если это касается коллективного сознания, оно то уж точно - инерционно до предела. Особенно если происходит цивилизационное столкновение общности, находящейся в дорыночных отношениях с общностью где рыночные отношения являются отработанными и очевидными. Тогда и происходят те искажения, искривления, которые люди с устоявшимися рыночными отношениями воспринимают как мерзость. Скажем появляется, сидящий в глубоком подсознании, панический страх "продешевить", предлагая, и "переплатить", получая. Очень недостойное поведение, надо сказать, особенно если учесть, что оно хорошо видно со стороны и совсем не видно изнутри, потому что человек думает, что он полностью адаптировался в рыночных отношениях. Как следствие - стремление "продать" как можно дороже, а "купить" как можно дешевле, другими словами, полное неуважение к тому с кем происходит обмен, прогрессирующая мелкость натуры. Или, как предельно искривленный пережиток дорыночных отношений, стремление получать подачки, не считая их ценности, жертвополучение. Или такой-же предельно искривленный пережиток дорыночных отношений, как милостыня, возможно, способ откупиться от уколов совести за свое умения "продавать" себя чересчур задорого.
По всей видимости, понимание что такое "справедливая цена", то есть ситуация, когда ценность обмениваемого не оскорбляет достоинства обменивающихся, умение подавать и принимать по "справедливой цене" - это результат зрелости общественного и индивидуального сознания. Зрелости, при которой отпадает потребность в жертвоприношении и жертвопринимании.
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |