Tuesday, January 09, 2001, 12:44:38 AM, Ересиарх you wrote:
> Ну вот еще текст нашел -
> http://www.zaimka.ru/religion/lar1.shtml
Текст достаточно популярный и путанный.
Хотя немножко можно и прокомментировать.
> Лар Л.А. Ненецкие шаманы.
Возможно (и даже скорее всего) у ненцев традиция
несколько иная. Хотя и аналогий много.
> По религиозным верованиям ненцев, звание шамана передавалось
> по наследству.
"По верованиям" - нет, практически - зачастую да...
> Шаманом становятся только мужчины, так как здесь нужна физическая сила.
Гм... видать автор не видел что может женщина, находясь в трансе...
> Они будто бы принуждали своих избранников стать посредником
> между людьми и сверхъестественными силами.
Возможно такое. Хотя и "отвертеться" можно - вопрос
сообразительности и четкости внутренней позиции...
> Люди, которым было
> суждено стать шаманами, имели особые метки - родимое пятно величиной
> с кулак, две макушки, а иногда и три, лишний палец и т. п.
миф... Хотя на уровне "народного трепа" такие разговоры
действительно ходят.
> Второе непременное условие для становления шамана - обладание
> определенными качествами, призвание предсказать судьбу человека,
> народа. Кандидат в шаманы должен был иметь хорошую память, интуицию,
> воображение, дар импровизации и исполнения, хорошее знание шаманской
> мифологии и практики, владеть гипнозом. Эти качества отмечали
> исследователи, миссионеры, путешественники.
Ну это просто свойства "опасной профессии"...
> Внешним признаком шаманского признания служили некоторые внезапно
> появившиеся особенности поведения. Человек становился задумчивым,
> рассеянным, замкнутым, видел какие-то сны, стремился к уединению.
:-))))))
> Эти признаки свойственны так называемой "шаманской болезни",
Был в советский период такой термин "вялотекущая щизофрения"...
:-)
> Такая болезнь служит необходимым условием
> для приобретения качеств, нужных в шаманском деле. Во время болезни
> происходит так называемое "пересотворение" шамана: духи, унеся душу
> шамана в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо,
> заменяют части тела новыми. Обучают будущего шамана.
господа исследователи получили дуратские ответы
на дуратские вопросы... а что еще они могли получить?
Я скажу так: происходящее "за гранью" обсуждению
не подлежит.
> Гаврил Егорович Мандаков шаман категории сэвтана. Ему помогала осваивать
> шаманское мастерство первая жена, которая была из рода шаманов. К
> тридцати годам у него насчитывалось около четырнадцати кос, в которых
> находилась шаманская сила. По рассказам Г.Е. Мандакова, когда жена
> умирала, то передала ему своих духов. Если не передать знания,
> духов-помощников, то душа умирающего будет мучиться долго, как это
> случилось с его женой. Жена Мандакова долго находилась в летаргическом
> сне, пока не посвятила его в шаманское звание. Только после того, как
> передала дар и духов-помощников Г. Мандакову, спокойно ушла в мир иной.
Такой подход известен.
Однако, у в известной мне традиции скорее осуждается...
Более того, подозреваю что он достаточно позднего происхождения.
> Шаман Г.Е. Мандаков в настоящее время проживает в 206 км. от поселка
> Тазовское. Явлада Халевич Яптик относится к категории шамана сэвтана,
> камлает зимой в основном районе озера Яррото, а летом на берегу Юрибея.
> В шаманы его посвятил старший брат. Когда умирал, то ему передал
> сильного духа-помощника, в образе фигуры женщины "Хадако". Возит эту
> фигуру в четырнадцатикопыльной нарте, видеть автору не приходилось. По
> рассказам очевидцев, шамана Явлада Яптик найти трудно в тундре. Если
> человек шел с плохими мыслями, он мог долго плутать в районе его чума.
> В период ученичества кандидат, как правило, сопровождал своего учителя,
> помогал ему, присутствовал на его камланиях, запоминал священные
> призывания, осваивал шаманистскую технологию и практику отправления
> молебствий. По истечению срока обучения, молодой шаман проходил строгое
> физическое испытание, и только после тяжелых переживаний, мог различать
> в окружающем его душевно-духовный мир. У каждого кандидата в шаманы
> были индивидуальные испытания. После испытаний ученик получал духовного
> учителя - духа-покровителя.
А вот это уже существенно ближе...
> Духовный учитель знакомил своего ученика
> со всем тем, что он содержит в себе и помогает подняться на своем пути
> к мирам более высокого познания. Познавая мир Вселенной, молодой шаман
> поднимается к тем доступным областям духовного мира, где ему становятся
> понятными существа, участвующие в развитии мира и человечества.
Это какой-то левый New Age...
Думаю, что "Остапа несло...", то есть пардон - автора статьи.
> Учеба
> длится в течение 20 лет, в зависимости от способности и кандидата. По
> истечению этого срока, пройдя все степени посвящения, нередко лишь к
> 60 годам, он становился настоящим шаманом и ему присваивался высший
> титул, который звучал по-разному в зависимости от того с Верхним,
> Средним или Нижним миром был связан шаман.
> Ненецкие шаманы в течение
> своей жизни могли пройти несколько посвящений, каждый раз поднимаясь
> на новую ступень шаманской иерархии, повышая свой статус в обществе.
это зависит от конкретной традиции...
> Шаманы делились на две группы: непосвященные - Мал тадебя (шаман без
> бубна - пензер) и посвященные - тадебя Си'мя (шаман, имеющий бубен без
> подвесок). К непосвященным шаманам - Мал тадебя, относились ученики,
> которые: "чувствуя в себе призвание", обращались к опытному шаману.
> Непосвященные имели разные названия в зависимости от своих функций:
> Юдартана - предсказывающий события по снам; Сэвтана - видящий далеко и
> умеющий распознать болезни своей внутренней силой, (говоря, современным
> языком - экстрасенс); Илтана - дающий жизнь, предсказывающий судьбу;
> Тэлтана - шаман переводчик; Ингутана - советчик, прорицатель.
Набор похож. Хотя уж больно "мелко покрошен".
Чаще всего шаман объединяет несколько свойств,
хотя может из них предпочитать что-либо одно.
Да и еще. В известной мне традиции, непосвященным
вообще не советовали заниматься практикой
(типа "снег башка попадет - совсем мертвый будешь").
> Помощники шамана как бы защищали человека от
> сильного воздействия духов Верхнего и Нижнего миров, с которыми общались
> учителя. Непосвященных шаманов было много. В отличии от посвященных
> шаманов они занимались хозяйственной деятельностью.
здесь традиции различны
> Вторая группа - это посвященные шаманы Си'мя, среди которых различались
> такие разновидности: Пензретна, умеющий видеть будущее, а также общаться
> с высшим божеством - Нумом; Ял'тана - вызывающий злых духов: "шаманы
> находятся в отличных отношениях с духами, но есть такие, которые состоят
> на службе у злых духов"[4]; Мутратна тадебя - чудотворец; Тэм'сорта -
> выделывающий фокусы; Хэхэ тэврамбда - приносящий верхних духов. Эти
> шаманы отличались от непосвященных большими знаниями и мастерством,
> стояли на более высокой ступени и пользовались большим авторитетом.
> Они должны были знать не только явления природы, оленеводства,
> промыслов, но и объяснить их значение, научиться ими пользоваться.
здесь тоже. для меня вообще не вполне ясно, почему
у них эта группа задачь считется выше первой.
Ну да - "со своим уставом, в чужой монастырь"...
> После десятилетней практики и получения новых подвесок, их считали
> выучившимися - Янумта.
> Пензретна выполнял работу шамана категории Я'нянгы тадебя. Шамана Хэхэ
> тэврамбда относили к шаманам нув'нянгы, связанных с небесными духами,
> от которых он узнавал веление высшего божества. Шаманы Мутратна тадибе,
> Тэм'сорта, Ял'тана славились чудесами, фокусами, которые они проделывали
> собой. Они стреляли в себя, ловили пули, протыкали себя насквозь
> хореем, отрезали себе голову и т.д. Эти фокусы были зафиксированы
> многими исследователями и путешественниками ХIХ в. Их деятельность
> была весьма многогранна. Они участвовали во всех ритуальных обрядах.
> Главной особенностью этих шаманов было обладание сильным гипнозом. Они
> являлись блестящими поэтами-импровизаторами, вызывая положительные
> эмоции собравшихся. Воздействуя на психику людей красотой художественных
> образов, они увлекали слушателей своей артистической игрой. Модуляция
> голоса, артистическая мимика, жестикуляция, все это влияла на человека.
Думаю, что здесь исследователи увидели "только то,
что могли понять"... И что данное описание очень
далеко от реальности.
Добавлю, что в мансийской традиции аналогичный уровень
тоже есть, но подробности его мне не известны.
"Туда я не ходив..." :-) Но посвящен то бишь...
29 дек 17:16 | Ересиарх | Интересная статья о шаманах у ненцев |
03 янв 13:43 | Серый Пес | А что в ней интересного? |
05 янв 00:42 | Ересиарх | А что в ней интересного? |
07 янв 17:51 | Snowy Owl | Re: А что в ней интересного? |
08 янв 19:44 | Ересиарх | Re: А что в ней интересного? |
09 янв 16:46 | Snowy Owl | Re[2]: А что в ней интересного? |
09 янв 18:29 | Ересиарх | Re[2]: А что в ней интересного? |
05 янв 10:35 | Серый Пес | А что в ней интересного? |
03 янв 10:55 | изверг | Интересная статья о шаманах у ненцев |
29 янв 20:06 | Mikhail O. Galushko | Ответ С.Г. Скобелева |
29 янв 21:09 | Люцифер | Вы всегда аргументируете словами "Сам дурак"? |
29 янв 20:58 | Ересиарх | Разочарован |
03 янв 11:15 | Ересиарх | Интересная статья о шаманах у ненцев |
09 янв 12:46 | изверг | Да о богинях... |
09 янв 13:46 | Ересиарх | Да о богинях... |
10 янв 11:18 | Люцифер | Обчыно это называется |
09 янв 14:53 | изверг | Да о богинях... |
09 янв 15:13 | Ересиарх | Да о богинях... |
09 янв 17:34 | изверг | Да о богинях... |
09 янв 18:11 | Ересиарх | Да о богинях... |
10 янв 11:03 | изверг | :( во блин... |
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |