Постксенофобия

Джек Из Тени

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  июнь 2005  »  Постксенофобия

Line

06 июня CE 2005 12:13

Ксенофобия, страх перед чужим, рождающий ненависть к чужому. В более узком значении - страх перед иностранцами. Вопрос, так ли это самодостаточно отвратительно, а если отвратительно, то что делать с этим нехорошим явлением?
По всей видимости, рассматривать надо все-таки широкое значение, страх перед иностранцами - это частность, страх мужчины перед женщиной и наоборот - тоже ксенофобия, страх перед бандитом - тоже ксенофобия, страх перед чиновником - тоже ксенофобия.
Надо различать Чужого и Другого. Это может быть физически одно и то же, то есть, инстранец, женщина, бандит или чиновник, разница в отношении. Другой - это другой в тех же самых моральных и прочих ценностных координатах. Чужой- это чужой по базовым ценностным координатам. Чужой - это тот, чье поведение непонятно в принципе. Скорее всего, в самом пессимистичном раскладе - все люди друг для друга в той или иной степени Чужие. Однако рационализируя иррациональное разум предпочитает превратить Чужих в Других. Он такой же как мы, только по каким-то второстепенным параметрам другой. И относиться к этим Другим предпочитаем как к самим себе. Они такие же как мы, только лучше или хуже, в рамках наших представлений. Мы наделяем Другого своими лучшими или худшими чертами.
Образом Другого мы обычно вытесняем образ совершенно непонятного Чужого, это наша неосознанная борьба с иррациональной ксенофобией. Каждый человек, каждый народ сталкивается с Чужими, которые оставляют ужасный след в истории, в памяти. Однако способы борьбы с неприятным ощущением каждый человек, каждый народ выбирает свой.
По степени простоты и изящества решения:
1. Уничтожение Чужого. Не надо разбираться.
2. Уход в другие места обитания. Тоже ненадо разбираться. Чужой остается за кадром.
3. Ассимиляция Чужого. Насильственное насаждение своих базовых установок. Попытка физического превращение Чужого в Другого.
4. Включение Чужого в собственный ареал расселения, отношение к Чужому как к Другому без попыток ассимилировать.
Четвертый пункт можно разделить на два подпункта -
а. разрешение Чужому жить в своем замкнутом пространстве, гетто, по своим законам, но с условием, что он не будет высовываться со своими законами в общий социум, в общем социуме он должен действовать как Другой, в рамках господствующих базовых установок.
б. коррекция господствующих базовых установок с учетом установок Чужих. Стремление разработать универсальные ценности.
Похоже, что современный европейско-североамериканский путь 4а, переходящий в 4б. Российский похоже тоже колеблется где-то в районе 4а-4б. Но есть существенная разница. И эта разница в месте ксенофобии в культуре. Скорее всего разница и взаимонепонимание американцев, русских и европейцев лежит во многом в месте, которое занимает ксенофобия в их культуре. Для европейца с его замкнутыми пространствами множеством разных народов, невозможностью бежать, ксенофобия -базовое ощущение. Он с ним практически рождается. И дальнейшее его окультуривание идет по пути преодоления ксенофобии, воспитания постксенофобного мышления. По принципу все окружающие Чужие, но с ними надо как-то жить и работать. Отсюда, кажущееся русским лицемерием добродушие, открытость, расслабленность, сочетающееся с пониманием своих интересов и с умением их отстаивать. В непроработанном виде постксенофобия - готовность договариваться при громогласном обличении врагов, что тоже с недоумением воспринимается.
Дорогие-же россияне и, наверное, американцы имеют большие территориальные просторы, которые позволяют не видеть Чужих на каждом шагу, жить с ними бок о бок и иметь длительную историю кровопролитий из-за каждой межи. Поэтому для них более характерно отношение в Чужим как к таким же как мы. Это отношение можно назвать предксенофобным. Оно чревато тем, что при столкновении в кризисный момент с Чужими, не имея навыка общения с Чужими, возникает ксенофобия в чистом виде. А возможностей такого столкновения сейчас прибавилось, в частности из-за того, что расстояния уже не такие непролазные, а убежища не такие уже необнаружимые.
Точнее, я бы сказал,
сначала- недоумение и шок от того, что оказывается те люди, которых принимали на основании их ума и культуры почти за своих, оказывается подчиняются совсем другим базовым установкам,
а потом- либо стремление ассимилироваться с этими Чужими, что бы не допустить в себе всплеска иррациональной ксенофобии, либо начать с этими Чужими бороться, пытаться их ассимилировать.

По всей видимости самым нормальным состоянием является состояние проработанной постксенофобии, когда осознается наличие Чужих, когда при этом осознаются свои собственные интересы и установки, то есть наличествует нормальная самоидентификация. И когда есть стремления поверх этого быть открытым к контактам и переговорам.

Я собственно почему это написал? Да потому что меня крайне удивляет то, что попытки русским предксенофобным обществом осознать наличие Чужих и осознанно самоидентифицироваться, пресекается в принципе, особенно постксенофобными социумами, как неизбежно ведущими к ксенофобии. Да, конечно, опасность есть, но если цели осознанны, то возможность пройти путь к проработанной постксенофобии есть, а если пугаться самого осознания наличия Чужих и самоидентификации, то ксенофобия прорывается стихийно. А это гораздо хуже по последствиям.

Ответить на сообщение

Line

06 июн 12:13 Джек Из ТениПостксенофобия
07 июн 23:01 Leo Постксенофобия
06 июн 19:06 ПроФан Постксенофобия

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости