Объективность исторического факта

Джек Из Тени

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  ноябрь 2004  »  Объективность исто...

Line

05 ноября CE 2004 11:42
В ответ на Объективность исторического факта (Люцифер, 04 ноября CE 2004 22:44)

>Лео предложил формулировку
> "описательно объективное" - с такой поправкой я еще могу согласиться, ибо
> разница между историческим событием и объективным фактом все таки очень
> значительна. Объективный факт невозможно оспорить, а историческое событие
> - очень легко.

Понятно. Ну может быть со временем можно будет увидеть разницу между объективным явлением и научной картиной/моделью явления.
Мы можем даже не знать о каком-то объективном явлении. От этого явление не перестает быть объективным.

> Исторические события не исследуются непосредственно, они реконструируются
> - поэтому их и возможно оспорить.

Оспорить можно любую теорию. Так как для тебя не существует теоретической науки, то, понятное дело, ты и не видишь, что разницы между реконструкцией уникального явления, теорией какого-то воспроизводимого явления и философским исследованием нет практически никакой. С точки зрения методологии. Кстати, как я уже неоднократно указывал, :) считаю философию наукой. Объект изучения у нее - мировоззрение, но методы при серьезном подходе, вполне научные.

> В то время как научный объективный факт
> пересматриваться не может. Если новые эксперименты его не подтвердят, то
> он просто перестанет быть научным и объективным фактом.

Нормально. Я всегда прав, а если я не прав, то значит это не я.

>А пересмотр
> исторического события не приведет к изменению его статуса в рамках науки истории.

Если под статусом пониать значимость, то приведет.

> Если некое явление, предмет, факт, событие люди воспринимают по разному
> значит оно не объективно по-определению. Ты, конечно, волен использовать
> любое другое определение но тогда это уже не будет разговором о науке.

Это понятно. Любое другое определение априорно будет ненаучно.

> Я вот сегодня готовил к публикации первый и третий
> тома церковно-исторических трудов Болотова (второй уже давно был), так
> Болотов прямо называет историю наукой субъективной, хотя и стремящейся к
> объективности, благодаря опоре на объективные свидетельства исторических
> событий.

С таким же успехом теоретическая физика - наука субъективная, но стремящаяся к объективности благодаря опоре на опытные данные. Это судьба любой науки.:)

> Впрочем, Болотов и в самом звании науки истории отказывает, что на мой
> взгляд неверно. Вернее называет ее наукой только honoris causa, так
> сказать почета ради. И обосновывает свою позицию не только сравнением
> истории с физикой или астрономией, но и показывая что сами греки не
> считали ее таковой, для чего подробно разбирает слово "истор" и его
> значения.

Греки под историей понимали художественно изложенные факты из прошлого, которые прямо служили воспитанию человека и гражданина. Сейчас, несмотря на напластования этого политического фактора история все-таки приобретает черты науки в современном значении. Какое современное науке значение, такие черты она и приобретает.:)

> Нет. А как его в таком случае изучать? Упомянуть о нем можно (и даже нужно
> - мало ли какие новые сведения появятся, или где оно может пригодиться),
> но изучать... как?

Так же как и все остальное. Сравнивая с событиями из других эпох, делая поправку на общее положение в исследуемой эпохе.

>А вот чем больше независимых свидетельств, тем
> достовернее исторический факт - тем больше доверия к его реконструкции. О
> чем я писал тебе в самом начале разговора под заглавием "История как
> наука".

Я ж разве против? Только с одной поправкой. ...тем достовернее модель явления....

> Безусловно. Поиск новых исторических свидетельств идет постоянно - это в
> естественных науках новые свидетельства несложно соорудить, а историк
> вынужден довольствоваться теми книгами, которые сохранились до наших дней,
> да теми находками, что сумели разыскать археологи.

Поиск незнаемого входит в компетенцию науки? так что же ты утверждаешь, что она изучает только проверенные, воспроизводимые явления?

>Лишь счастливый случай
> может помочь обрести ему что-либо новое

Лишь целенаправленные исследования, поиск незнаемого, может помочь обрести что-то новое. Вот обретет или нет - это уже во многом воля случая.

> Все зависит от точки зрения, с которой производится оценка.

Логично. ТО есть может быть признана необходимой такая точка зрения, которая позволит изучать и малую нужду

> Странно. Тогда почему ты споришь об этом, регулярно пытаясь применить
> методологию науки к вопросам философским?

Потому что серьезная философия мало чем отличается от теоретических наук.
Именно по методологии.

Ответить на сообщение

Line

03 ноя 16:07 ЛюциферRe: Мистический опыт как источник познания
03 ноя 16:22 Джек Из Тени Re: Мистический опыт как источник познания
03 ноя 16:37 Люцифер  Re:Мистический опыт как источник познания
03 ноя 18:05 Leo   Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 00:53 Люцифер    Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 11:35 Джек Из Тени     Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 22:44 Люцифер      Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 01:07 Leo     Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 01:59 Люцифер      Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 11:30 Джек Из Тени       Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 22:44 Люцифер        Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 23:29 Джек Из Тени         Re: Re:Мистический опыт как источник познания
06 ноя 01:05 Люцифер          Re: Re:Мистический опыт как источник познания
03 ноя 17:12 maks   Re:Мистический опыт как источник познания
03 ноя 16:53 Джек Из Тени   Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 00:53 Люцифер    Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 12:11 Джек Из Тени     Re: Re:Мистический опыт как источник познания
04 ноя 22:44 Люцифер      Объективность исторического факта
05 ноя 11:42 Джек Из Тени       Объективность исторического факта
06 ноя 01:06 Люцифер        Re: Объективность исторического факта
06 ноя 16:03 Джек Из Тени         Re: Объективность исторического факта
07 ноя 17:48 Люцифер          Re: Объективность исторического факта
07 ноя 23:40 Джек Из Тени           Re: Объективность исторического факта
           ПРОДОЛЖЕНИЕ (1)
05 ноя 15:26 Leo        Объективность исторического факта
05 ноя 15:32 Джек Из Тени         Объективность исторического факта
05 ноя 16:36 изверг          Объективность исторического факта
05 ноя 16:58 Джек Из Тени           Объективность исторического факта
03 ноя 17:04 maks    Re:Мистический опыт как источник познания
03 ноя 17:22 Джек Из Тени     Re:Мистический опыт как источник познания
03 ноя 17:38 maks      Re:Мистический опыт как источник познания
03 ноя 18:07 Leo       Re:Мистический опыт как источник познания
05 ноя 15:10 maks        Re:Мистический опыт как источник познания

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости