Неоязычество и мы
Доклад Людмилы Улицкой
В Риге прошла XIV ежегодная международная конференция памяти протоиерея
Александра Меня, традиционно приуроченная к годовщине его гибели. Тема
нынешнего форума, в котором приняли участие видные богословы,
исследователи религии, государственные и общественные деятели
была "Покаяние, прощение, примирение и ответственность".
Организаторами конференции выступили Национальная библиотека Латвии,
Фонд Фридриха Науманна (Германия), Международный благотворительный фонд
им. Александра Меня (Латвия), Международный благотворительный фонд им.
Д.С.Лихачева (Россия), Гуманитарно-благотворительный фонд им.
Александра Меня (Россия), Институт толерантности и Всероссийская
государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ).
На пленарном заседании, темой которого стало определение понятия
покаяния в контексте наступившего XXI века, большое впечатление на
собравшихся произвел доклад писательницы Людмилы Улицкой "Неоязычество
и мы". ⌠Полит.ру■ публикует текст этого выступления.
...рассмотрев литературные свидетельства, мне бы хотелось продвинуться
в своих рассуждениях несколько дальше.
В мире науки, как и в мире искусства, редко кому удается строго
сформулировать и разрешить конкретную задачу. Но даже в обозначении
проблемы, в нащупывании ее границ и связей с сопредельными областями, в
определении подходов есть своя ценность. Здесь речь идет не о
разрешении задачи, - сколько в нашем мире вопросов без ответов, задач
без решения и проблем, которые вообще не разрешимы в рамках наших
возможностей. Во многих случаях сам очерк проблемы, даже без надежды
найти ее разрешение, бывает полезен. Одна из таких болезненных тем -
взаимоотношения христианства и язычества и, еще более остро поставив
вопрос, - христианства и неоязычества. Мне кажется, что приведенные
выше книги современных российских авторов, рассматривает, среди прочих,
и эту тему.
Мир, которому мы принадлежим, называет себя христианской цивилизацией.
В течение двухтысячелетней истории пространство это, сначала крошечное,
локальное и провинциальное, расширялось географически и менялось
содержательно. Мир, предшествующий христианскому, был римским. Можно
сказать - греко-римским. Христианская цивилизация возникла не на пустом
пространстве, многие ценности предшествующих поколений были впитаны,
переработаны, адаптированы. Многие пороки - унаследованы.
Римская цивилизация была чрезвычайно толерантна во многих отношениях,
именно тогда была проработана тема государства, права, закона,
общественных институтов, и многие открытия, касающиеся политической и
государственной структуры (в том числе и демократия, о которой так
много говорится в последние десятилетия), сделаны были именно в этот
предшествующий христианству период.
Рим интегрировал религиозные воззрения народов, входящих в огромную
империю. Народы вступали в империю, а их божества пополняли римский
пантеон, в котором находили себе место и божества египетские, и
малоазиатские. На Ближнем Востоке произошел острый конфликт: маленький
народ, исповедующий единобожие, высокомерно отказался от такого
удобного принципа: мы примем вашего бога в общую компанию божеств, а вы
потеснитесь и примите в ваш храм наших…. Войны тех лет в Палестине
носили характер не столько антиримский (быть римским гражданином было
удобно, выгодно, почетно), сколько религиозно-защитительный. Иудеи
потерпели формальное поражение и ушли на долгое время в религиозное
подполье, спасая упорное единобожие. История известна.
Христиане унаследовали от иудеев эту непримиримость к чужим богам. Они
не были толерантны, платили ценой своей крови, многих мученических
смертей за веру в Единого Бога. Они презирали толчею языческого
пантеона. В каком-то смысле не им объявили войну, а они ее объявили. И
победили: Римская империя, сменив имя, столицу, границы, язык, с 4 -
го века, при императоре Константине объявила себя христианской. В какой
степени это официальное заявление соответствовало реальности, - вопрос
дискуссионный.
Наступило время многовекового существования язычества в недрах
христианства. С того времени, как малая группа иудеев, считающих себя
учениками Христа, перестала быть обособленной группой внутри иудаизма,
оторвалась от иудейского корня, определилась как церковь христиан и
начала свою проповедь в мире, раскрылись двери для иноплеменников,
огонь христианства разгорелся по всему миру, язычество хлынуло внутрь
христианства, проникло на самую сокровенную глубину, и сегодня
требуются большие интеллектуальные усилия, чтобы обозначить границу не
наружную, а внутреннюю: где кончается одно, начинается другое, где они
сливаются воедино и вообще не могут быть разделены. Но именно с этого
момента начиная, христианство стало универсальным - в римском смысле
слова.
Христианство как мировая религия отрицало идею земного отечества и
трактовало о Небесном. "Несть еллина и иудея", - утвердил апостол. Нет
рода, семьи, то есть предпочтения крови, нет местного божества, и царь -
не бог. Один только Христос - который всем Бог, всем - Отечество.
Отсюда, между прочим, рождается логика антипатриотическая: принципы
Божественные - то есть любви и справедливости, выше интересов
групповых, то есть национальных, государственных, кастовых, семейных…
Простите за упоминание столь очевидной вещи.
Если бы христианство было последовательным, мы бы не знали ни одной из
тех войн, которые сокрушали человечество с Рождества Христова до
сегодняшнего дня.
Если квалифицированный историк или экономист, фыркнув, скажет, что
никаких религиозных войн никогда и не было: испокон веку войны вели за
территории, власть, влияние. Боюсь, что мне придется согласиться под
давлением аргументов. Но все-таки трудно сегодня оценить, где причинено
было больше ущерба: в войнах межхристианских или в войнах против
язычников - индейцев всех толков, островитян, австралийцев, африканцев.
Об индусах тоже можно упомянуть. В этом чуждом христианскому
пространстве оказывается огромная часть человечества: Индия, Япония,
Китай, в большой степени Африка.
Христиане привыкли к язычеству относиться весьма отрицательно.
Естественно. Если за две тысячи лет даже в самой христианской среде не
выработалось механизма толерантности друг к другу, если само
разнообразие христианских церквей разных толков, симптом отсутствия
единомыслия, служило источником раздоров и религиозных войн, что же
говорить об отношениях с миром внешним, определяемым как "языческий"
Пока шла (и идет!) тихая религиозная война между православными и
католиками, между православными и униатами, баптистами, евангелистами,
новое поколение в поисках пути обращает свои взгляды на восток, в
сторону буддизма, даосизма, индуизма. И причина довольно очевидна:
практика христианской жизни сильно расходится с теорией.
Все это свидетельствует о глубоком кризисе христианства. Как всегда,
очень трудно говорить, где здесь причина и где следствие, - вне всякого
сомнения, это как раз тот случай, когда причинно-следственная связь
начинает буксовать, но так или иначе, - христианство, приобретая
общественное значение, утрачивает внутреннюю силу и
привлекательность, и одна из причин этому - повсеместная подмена
христианского универсализма христианством национальным. Христианство,
отрицающее идею земного отечества и взыскующее Небесного, все чаще
заменяется домашним, этнографическим христианством. В истории в течение
многих веков происходила адоптация местных верований, зачастую к ликам
святых причислялись мифологические и культурные герои, праздники,
связанные с космическим циклом, вставали в церковный круг наряду с
двунадесятыми, и это не представляло опасности для церкви до тех пор,
пока существовала критическая масса, и этой критической массой
оставалось учение Христа. Нагорная проповедь, сердцевина этого учения,
оттесняется на задний план. Я не рискую даже сказать, чем именно она
заменяется. Анализировать, сколько именно "язычества" укоренилось в
повседневной жизни церкви - не моя задача. Однако, именно принимая во
внимание пронизанность христианского сознания языческими чертами,
церковь оказывается бессильной в этой борьбе с язычеством. Если таковая
рассматривается в качестве задачи….
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |