> А я говорю, что этика, раз она общественное, человеческое - это составная часть ЧФ. Поэтому я с этики так радостно перескакиваю на свой любимый ЧФ.
Вот интересный момент. Реакция на идею влияния человеческого фактора человеком проникшимся религиозным мышлением примерно одна и та же. Он низводит ее до положения чего-то крайне незначительного, вредного и не относящегося к предмету веры. Всякие предположения о том, что отношение это непосредственное, что сам предмет веры и все связанное с ним формируется в значительной степени (не абсолютно, но в значительной мере) именно человеческим фактором, средой, естественными внутренними человеческими реакциями - это воспринимается как богохульство.
В чем причина? А причина похоже одна. Признание роли человеческого фактора ведет к признанию относительности ценности собственных трудов и усилий. Признание роли человеческого фактора ведет к признанию того, что путь, который ты выбрал или по которому тебя ведут, в который ты веришь, вполне может оказаться ошибочным. Результаты трудов всей жизни могут оказаться никчемными и невостребованными, ошибочными, и уж что точно- временно правильными, и в самое ближайшее время будут передвинуты в музей человеческой мысли, ну и так далее. Этож невыносимо. Гораздо проще начать служить чему-то абсолютному, в котором не пропадет наш скорбный труд и всем воздастся по "реальным" заслугам. А себя проще представить в виде правильного интерпретатора и служителя этого абсолюта.
Сталкиваясь с таким проявлением религиозного сознания хочется сразу выкинуть на свалку и само религиозное сознание. Но это совершенно не правильно.:) Ибо оно есть первый класс религиозного самовоспитания.:) Дошкольный класс- вера в чудеса, вера в то, что эти чудеса кто-то может дать извне. Первый класс - ощущение своего родства с абсолютом. Второй класс- понимание роли человеческого фактора, объективного фактора, относительности себя, ненужности, никчемности, ошибочности, неабсолютности своей жизни, мыслей, чувств, достижений. Третий класс- понимание того, что все что изучил во втором классе и есть проявление в нашем мире того, что изучил в первом классе.
Что будет изучаться в четвертом классе не знаю.:)
Плохо не то, что человек проходит эти классы. Плохо, когда он застревает в одном из них, становится хроническим второгодником. Вроде ум его уже далеко и высоко, но религиозное развитие или на уровне ожидания чудес, или на уровне отождествления себя с абсолютом, или на уровне нигилизма. И этот уровень сам по себе считается абсолютом.
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |