>>Разрешите поучаствовать, господа.
Всегда пожалуйста
>>Да?!? вобщем-то, я согласен, что одно из результатов деятельности разума не есть сам разум целиком..но вы же делаете совсем странный вывод, что можно изготавливать орудия НЕ БУДУЧИ РАЗУМНЫМ.
Совершенно верно - именно такой вывод я и делаю. А что в нем странного? Обезъяны могут колоть орехи камнями; птицы, которых природа лишила длинных клювов, обламывать веточки в нужном им месте и использовать ее как инструмент по добыче всяческих жучков из под коры деревьев; другие птицы умеют ловить рыбу используя всякие "вкусности" в качетве приманки - чем все перечисленное не является примерами использования и изготовления орудий? Это только товарищ Маркс приравнивал данный процесс к разумности - так ему это нужно было чтобы показать вот рабочие они истинные люди, а всякие там буржуи - скатываются обратно к обезъянам :) Да и палеонтологические данные, о которых я говорил в предыдущем сообщении, это подтверждают - значительный период времени предки человека уже умели изготавливать орудия, но скорость изменения этих орудий не отличалась от скорости эволюции форм гнезд у птиц - так можно ли назвать этих существ разумными?
>> То есть, ваша мысль неизбежно приведёт к наличию Создателя, который "вложил" в создание инструкцию по изготовлению чего-то, назначение чего оно(создание) не понимает.
Почему же не понимает? :) Очень даже понимает - птица выбирает нужную ей веточку, обламывает ее так как ей, птице, требуется и использует так, как ей птице нужно.
>Я возвращаюсь к истокам дискуссии. Считаю компонентами разума наличие способности к рефлексии, то есть осознание себя как одной из моделей в совокупности моделей мира.
Характеристикой разума я считаю возможность познания - а она складывается из двух элементов. Первым, является возможность двигаться от уже известного - к еще непознанному, т.е. возможность фиксации знания. Вторым, как ты правильно говорил Джек, является построение моделей - т.е. собсвенно познание. Эта возможность появляется у нас появляется благодаря использованию слов, обозначающих предмет, но не являющихся им - отними у тебя язык, отними инструмент познания и построение модели станет невозможным.
Первые шаги развития языка могли реализовываться только за счет накопления повседневной информации, бытового опыта имеющего колосальное эволюционное значение. Ну а практическое применение новой системы коммуникации оказалось гораздо шире.
>>Не напомните, каким временем это датируется? А то прям второй "кембрий" получается в биоистории Земли.
>Наверняка Вы не так поняли моего уважаемого оппонента.:) Имеется ввиду, что после появления человека разумного резко возрастает ассортимент и качество изготовляемых орудий. И появляются захоронения. Кажется это непреложный факт.
Именно. При чем здесь "кембрий"? Речь же идет только об одном виде. А время зависит от региона. Для территории "плодородного полумесяца" это средний палеолит. На территории Европы или даже современной Италии - позже.
>>И вот тут разрешите спросить, как быть с теми обезьянками , которых говорить нынче учат?Вроде они по всем параметрам достигают уровня пятилетнего ребёнка, а такого назвать неразумным язык не повернётся.
По всем, да не по всем - когда с этими обезъянками стали работать лингвисты то оказалось, что по всем основопологающим лингвическим критериям их речь все таки не достигает уровня человеческой. А главное, когда таких обезъян поместили в естественную среду то они очень быстро забыли свои навыки - так что создать новый разумный вид не получилось.
В принципе этот факт служит неплохим косвенным подтверждением того, что предрасположенность к разуму у человека генетически детерминирована. Момент, который Джек считает очень важным.
>>Видите, как интересно получается - с одной стороны - неразумные маугли, с другой - разумные обезьяны....в чём же вы видите революционный скачок?и на каком именно уровне - на биологическом или на социальном?
Сначала несомненно на биологическом, т.е. генетическом Скачок на биологическом уровне обеспечил возможность скачка на уровне социальном - т.е. внегенетическом. Революционность в резком увеличении числа изготовляемых инструментов, появления захоронений и пр. это проявление второго скачка.
Л.
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |