Империя под ударом

Ересиарх

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  декабрь 2002  »  Империя под ударом

Line

28 декабря CE 2002 18:36
В ответ на Империя под ударом (Джек Из Тени, 14 декабря CE 2002 15:27)

>>Могу сюда еще текст откопипастить.

>Давай.

Национализм - явление исторически сравнительно позднее. Еще три века назад никаких наций не было. Люди делились по вероисповеданиям, по подданству, по профессиональным группам - но не по нациям. Первыми современными нациями, по утверждению классика исследований национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские нации, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие "нация" в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской Революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного "подданства французской короны". Однако, ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно. Национализм - это феномен Нового времени.

В ходе XIX и XX века национализм захватил Европу, затем - колониальные страны и независимые государства за ее пределами. Напрямую познакомил европейцев с национализмом Наполеон, показавший Европе новых французов. В 1800-е гг. возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810-20 гг.), итальянский национализм (1830-е гг.), в 1850-1900 гг. национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века пошел по странам Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев - их рождение пришлось на 1930-50 гг.

В нашем обиходе под нациями понимают либо этносы, либо, реже, языковые общности. И то, и другое неверно. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в глухих углах мира (например, в Исландии и Финляндии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе прихотливая историческая судьба. Полиэтничны, например, нации французов, вьетнамцев, и даже такая небольшая нация, как латыши. Латиноамериканские нации - расово неоднородные - созданы из белых креолов и индейцев-монголоидов. А американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица.

Язык же и вовсе не является универсальным соответствием нации: уникальность нации вовсе не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, сербохорватский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке - например, ханьские китайцы. Два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого (например, "чай" на пекинском звучит как "цай", а на кантонском как "фей"). Общекитайский деловой (т.н. "мандаринский") язык базируется на пекинском диалекте, но даже для "пекинцев" не является родным - это просто lingua franca, как некогда латынь или старославянский. Объединяет их и еще несколько десятков других диалектов-языков не языковое сходство, а иероглифическая письменность, в которой слово-знак наполнено смыслом, а не звучанием. В Швейцарии единая нация пользуется четыремя языками: немецким, французским, итальянским и рето-романским. Даже в Германии наряду с языком Шиллера и Гете существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. Известное высказывание лингвиста Макса Вайнриха "Язык - это диалект с армией и флотом" как нельзя более верно описывает соотношение языка и нации. Язык не делает нации нацией - нация делает язык языком.

И кровное, и языковое родство членов нации - миф, прячущий истинную сущность нации и в то же время нацию создающий. Нации - не языковые и не этнические общности. Нации - общности культурные, но представляющиеся языковыми и этническими. Нация основывает на мифе общего происхождения свое культурное родство, а объединяют ее две вещи: позитивная самоидентификация и общий культурный багаж. Члены одной нации любят одно и то же, поют одни и те же песни, читают одни и те же книги, одинаково реагируют в одних и тех же случаях, смеются одним и тем же шуткам. И кроме этого, они признают подобных себе за собратьев и готовы помогать друг другу, не задавая вопросов "зачем" и даже в ущерб себе (вплоть до того, чтоб идти на войну за свое братство).

Вопреки устоявшемуся мнению, нацию делают не политики, а поэты и художники, ораторы и журналисты, историки и лингвисты. Все без исключения нации - создание literati (образованных классов). Они показывают еще не существующей нации ее подлинное лицо, "вырезают по памяти" ее портрет, их работа - дать нации готовый ответ на вопрос: "кто мы такие?". Именно они рассказывают "подданным", "простолюдинам" и "сословиям", что те - великие наследники славных героев прошлого, показывают им, что их объединяет, они создают для нации ее скелет - уникальную национальную культуру, вытягивают из прошлого ее особую историю, пишут ее эпос и сказания, делают из простонародного диалекта высокий язык.

Почти все европейские нации - выдумки (или, для тех, кому не нравится несерьезность этого слова, проекты) представителей романтизма. Шотландцев создали как нацию Роберт Бернс и Вальтер Скотт, датчан - Андерсен и Торвальдсен, поляков - Шопен, Мицкевич и Сенкевич, итальянцев - Дж.Мадзини, финнов - автор "Калевалы" Э.Леннрот, евреев - одессит Сидор Перельман, более известный миру как бен-Иехуда, создатель языка иврит, а немцев - Шиллер, Гете и Гердер (знаменитая песня Deutschland uber alles на самом деле - баллада немецкого романтика начала XIX в.., призывающая слушателей отказаться от местного партикуляризма и считать себя не баварцами и саксонцами, а немцами). Нация начинается не с революций и декретов, а с песен, которые поют хором на пикнике, книг, которые читают дома у камина, утренних газет и смелого разговора на "простонародном" языке в светской гостиной.

Политический национализм (сперва идеологический, а затем массовый) неизбежно следует за культурным национализмом. Как показал чешский политолог Мирослав Хрох, подобное развитие событий характерно для всех без исключения наций. И даже когда задачу националистических преобразований берет на себя правящий режим, он принужден также начинать с культуры. Например, известная триада "Православие-самодержавие-народность" графа Уварова - не что иное как перевод немецкой националистической формулы. Известные слова А.Х. Бенкендорфа о прошедшем, настоящем и будущем России - также манифест национализма. Без культурного национализма политический национализм обречен на провал. Нельзя провозгласить нацию, не существующую в умах своих членов. Не приказ извне, а единый побудительный мотив, возникающий одновременно у всех, - вот что является источником национального действия.

Еще одно важнейшее свойство нации - это ее открытость. Хотя большинство членов нации все же рождаются в ней, принадлежность к нации является личным выбором каждого индивида, осознанным или нет. Воспитанный приемными родителями-французами этнический киргиз считает себя французом и имеет на это полное право. Как ни поразительно это для нас звучит - современные наука и политическая мысль согласны в том, что нацию можно выбрать. Если выбор сопровождается принятием культурных оснований нации как своих и взаимным признанием братства индивида с нацией - он правомерен и неоспорим, независимо от того, кто этот индивид по рождению.

И наконец, нации делают из чего угодно. Хотя обычно нации не возникают на совсем пустом месте (что в свое время убедительно показал социолог Энтони Д. Смит), для создания нации романтике не нужны точные факты. Важна героика легенды! Ну что с того, что килт вроде бы был выдуман в начале XVIII века, а "шотландский" клэймор - противоконное оружие швейцарских ландскнехтов? Национальный миф нарядит в килт славного короля Брюса и даст клэймор в руки Уоллесу "Отважное Сердце". Тевтоны, которых немецкие романтики объявили своими предками, были чистокровными кельтами, а победитель легионов императора Августа вождь херусков Арминий, понятия не имевший ни о каких немцах, был в XIX веке назначен национальным героем Германии. Националист возьмет свое там, где он увидит свое, и отнять это свое назад будет почти невозможно.

Многие пытались считать нации мнимой сущностью, идеологической фикцией, творением циничной пропаганды. Вряд ли возможен более ошибочный взгляд. Нации ложатся на прочный фундамент - или, если угодно, сами являются фундаментом для важнейших социальных и экономических процессов. Согласно авторитетному мнению британского политолога Эрнеста Геллнера, нации и их развитие плотно связаны с процессом перехода от аграрного общества к индустриальному. В традиционной экономике человек рождается, живет и умирает в одном и том же кругу - работает в том же доме или усадьбе, где живет, ходит в одну и ту же церковь, находится в кругу одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. За этими пределами его мир заканчивается, все прочее ему либо неинтересно, либо пугает. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся все более и более мобильными, старые соседские и семейные связи расторгаются, места работы, учебы, дружеских встреч и сна - все они различны. Человек лишается дома, остается один на один с миром, который перестает быть уютным и знакомым.

Нация восстанавливает психологические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Эта гигантская община, охватывающая новую ойкумену человека - органичная форма социальной организации индустриального общества. Б.Андерсон назвал нацию "воображенным сообществом" - сообществом, которое создается и удерживается не личным знакомством своих членов, а силой их воображения, их братских чувств. Нация собирает потерявшихся в бесконечности современного мира людей воедино. Именно поэтому нации столь множественны и столь жизнеспособны - поскольку альтернативой национальному сознанию может быть только полная дезинтеграция личности и превращение человека в рабочего муравья идеальной платоновской Республики, третьего рейха, коммунистической казармы или любого другого тотального фаланстера. Как сказано в одной Книге, "нехорошо человеку быть одному". Нация дает человеку сразу миллионы новых братьев и друзей, прося взамен лишь готовность быть таким же верным другом и братом для них. Именно в этом состоит суть национализма.

Ответить на сообщение

Line

14 дек 15:27 Джек Из ТениИмперия под ударом
28 дек 18:36 Ересиарх Империя под ударом
09 янв 20:50 Pravover  Империя под ударом
31 дек 12:27 Джек Из Тени  Империя под ударом
05 янв 15:41 Ересиарх   Чечевичная похлебка империи

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости