Об апокатастасисе, продолжение (Схимнику и всем)

Схимник

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  ноябрь 2002  »  Об апокатастасисе,...

Line

14 ноября CE 2002 12:22
В ответ на Об апокатастасисе, продолжение (Схимнику и всем) (Alex, 12 ноября CE 2002 07:53)

Привет, Эдвард!

>Всё, что я написал тебе последний раз по поводу нашей дискуссии и её для меня полезности - остается в силе. Это честно. Когда мы говорили о страхе и о страхе Божием, то ты сказал, что второй есть нечто великое, как любовь, и что он не может запретить человеку мыслить. Так что продолжаем... :-) Кстати, если бы не было твоего последнего ответа - не было бы и этого моего... В некоторых местах я буду употреблять местоимения "ты" образно, имея ввиду человека в общем.

>Наверное, христианам не найти лучшего ответа на вопрос о всеобщем спасении, чем приведённое тобой высказывание преп. Исаака Сирина. Это воистину - великие слова. И пусть они будут надеждой и опорой для всех христиан и для всех, кого волнует этот вопрос.
>Вернемся к нам смертным и нашим представлениям о вещах. Когда я написал на форму тему "О всеобщем спасении или если...", то я делал акцент всё-таки не на нравственности или безнравственности "вечного ада", а на влиянии соответствующих мест в Евангелии на конкретного человека и на путь его духовного становления. Описанные мной психологизмы насчёт сложности выхода из ада могут быть такой субъективщиной и такой чушью на фоне реального положения вещей, что смешно и страшно одновременно.
>Когда Хрюндель задал свой вопрос, он был прав, и он был в праве его задавать. Правда, в этой связи вспоминаются слова одного священника: "...ребята, не старайтесь быть святее Господа", можно ещё добавить: не проверяйте Господа на предмет милосердности. Либо ты принимаешь Христа при условии всеобщего спасения; либо ты принимаешь Христа так, где только ты и Он, где только твоя любовь и Его Любовь. Это ведь важный момент. Cxi, согласись, что "ад или вечный ад", "апокатастасис и не-апокатастасис" вещи духовно на порядок ниже, чем христианское просто "быть с Богом" или буддийское просто "доброе сердце". Как "надежда на всеобщее спасение" и "действительная любовь ко всем и печаль о всех", ведь разные вещи. В молитвеннике молитв личных - молитв за себя - больше, чем молитв за всех. Ведь пока человек не очистится сам и не приблизится к Богу сам - он не сможет любить всех. Давай зададим человеку прямой вопрос: " чего ты хочешь… личного спасения сразу или всеобщего спасения потом?" Cxi, покажи мне тех, кто выберет второй вариант. Не знаю, но "предупреждение об аде" и призыв (стремление) к очищению вещи все-таки связанные. И если я скажу, что не испытываю животного страха перед адом - это будет неправдой. Но когда Господь говорит "бойся ада..." я понимаю это примерно так: "Рай, Эдвард, это не то, что ты думаешь..." Cxi, ты меня понимаешь?

Рай и ад- это одна из плоскостей, учительных плоскостей. Это расстановка предметов в реальности, устроение пространства. Но пространство это напрямую связано с тем, что оно заставляет работать. Понятно, что от выбора, допустим, игрушки, зависит то, что будет развиваться у ребенка. Ручки, ножки, память, какое-то умение. В случае дихотомии рай-ад развивается ось страх-надежда. Так можно жить, но во-первых, это не обязательно, во-вторых, есть множество других органов, нуждающихся в развитии. Если под духовным развитием подразумевается целостность человека, то предметом, образом реальности и должна становиться эта целостность. Допустим, ось Жизнь- не жизнь (не в смысле жизнь-смерть, а полнота-неполнота, (в апокрифическом евангелии от Филиппа есть такие слова (безотносительно их гностического смысла): "язычник не умирает, потому что он и не жил. Тот, кто поверил в истину, подвергается опасности умереть, потому что он живет")) это совсем другая ось. Здесь страх преображается в страх потери и страх богооставленности, как и страх перед Тайной- абсолютный и пронизывающий человека в любой момент жизни (то есть его можно почувствовать всегда, достаточно просто поразмыслить над сущностью жизни, над ее подарком, бесценным и в крайней степени непонятным, всегда скрытым от человека). Но поскольку такая ось естественным образом не может быть найдена, она, по-моему, всегде результат кризиса, крупного поражения человека, то существует другая, более понятная и доступная- рай-ад, как представление, с которым семантически связаны бытовые понятия и вещи (в раю ведь комфортно, а в аду человек отвечает за зло, там отмщение). Я не сторонник рассматривать различныеые времена как разные, в истории и культуре происходит лила, игра смыслов, перемена мест слагаемых, но вряд ли развитие. Но то, что я сейчас скажу, отражает сегодняшние реалии, данность на этот момент. Современный человек, живущий в основном в городах так живет, что само чувство жизни сильно притупляется. Чем меньше город, тем больше там человечности, что ли, раельности жизни, осознания ее ценности. В больших же городах человек вообще может утратить это чувство. Поэтому апелляция к страху, как к тому, что может разбудить в человеке духовную жизнь, дать к ней интерес, обрести его заново или просто найти, очень часто бесполезна. От этой дихотомии рай-ад, нужно скорее уходить, чем настаивать на ней. Цель спасения- не достижение неких состояний покоя и комфорта, а обретение Бога. Ведь нужен лишь способ Его обретения. Все остальное в общем-то бессмысленно. Перед этим бессмысленна и история, и всякие умозрительные конструкты, и сильные образы. В свете взаимоотношений с Богом все это отходит на второй план, становится на то место, которое принадлежит игрушкам, актуальным в какой-то момент, но потом- в сундук. Может быть я пишу именно то, что ты хотел сказать, но хотелось это расширить.

>Насчёт рассказа об ап.Петре и его маме (представленного Ерхом). В рассказе противопоставляются отношения "человека с человеком" и "человека с Богом". Этичность такого противопоставления для меня стоит гораздо острее, чем этичность всех рассуждений о "вечном аде" вместе взятых. И без любви к ближнему человеку не быть с Богом. Но всё-таки, Cxi, как бы ты прокомментировал слова Христа: "кто любит отца или мать больше, нежели Меня, не достоин Меня"?

Это очень сложный текст. Я не знаю скорее ответ, чем знаю. Но поступлю (желаю поступить) так: на месте матери прыгнуть вниз; на месте Петра прыгнуть вниз. И я точно знаю, что это- от Христа. (понятно, что это импульс, но и Иисус-человек был импульсивен, как любой человек. Он для Отца Своего бичом изгнал торгующих не из-за номинальной идеи ритуальной чистоты храма, а следуя импульсу) Понимаешь?
Иначе я не понимаю. Есть в Библии такой текст: "До чего мы достигли, так и должны мыслить, и по тому правилу жить". Мне он очень помогал, когда был императив следовать куда-то, куда я не понимал. Я просто вспоминал эти слова и все становилось ясно. Я еще не достиг, так чего ж тогда сломя голову что-то делать. Мысли сердца и мысли головы- разные, но более важны мысли сердца. Они инертны, в них-то и хранится жизнь, а мысли головы постоянно норовят навязать им какую-то линию поведения. Мысли сердца более целостны, они опора для всего остального. Мысли головы- переменчивы. И еще одно. Почему Иисус говорит: "блаженны чистые сердцем", а не "блаженны правильно мыслящие". Мышление чистым сердцем- это еще одна категория, но важно то, что здесь есть указание на инертный орган, который со временем обретает чистоту и из него излучается свет. Но я не верю в то, что нужна какая-то специальная "зачистка" этого органа. Это дар, преображение. До того, как он получен намного лучше нигде не грешить против своего сердца. Да и вообще, грех против своего сердца однозначно чреват потерей реальности. Это какая-то фундаментальная категория бытия.

>Богословие "от" и богословие "к", богословие страха Божьего (и очищения) и богословие любви. Культур&искусство и Духовность вещи рядом далеко не стоящие, но вот пример. Был такой композитор Сальери. Мало того, что он сам писал хорошую музыку, он слушал музыку другого, ещё более великого композитора Вольфганга Моцарта. Мало того, что он её слушал, он ещё и понимал всю её красоту и духовную высоту (иначе, чему завидовать?). Представляешь, в каких облаках и каких, вообще говоря, катарсисах витал человек? То есть задача "к" решалась им в полной мере..., а задача "от" не решалась. И вот она - жалкая зависть ставит большой крест и на музыке, и на ближнем, и на...
>Ну, и возвращаясь к тому, с чего начинали. Господь "не боится" посеять в нас сомнение и страх, говоря об аде. Быть может, Он хочет сказать о том, как мы можем и должны Его любить…? Что же может на это ответить ... "се - человек" ... "эх, да пропади всё пропадом! либо я с Богом, либо я горю в аду, а уж в вечном или временном - это не так уж важно..."

В борьбе человека самого с собой, в попытке удержать может быть едва почувствованную Реальность, в попытке связать Текст и жизнь, согласовать разные образы, относящиеся к духовному, заключается личный путь человека. Он не бывает гладким и ясным, проторенных дорог никогда нет, нет никаких сценариев. Если кто-то пошел ложным путем, то можно сколько угодно об этом сетовать, но это его жизнь, это его понимание или непонимание, это его импульс или синтез, но не мое. Мое осуждает ложь и неправедность, которая есть в этом окружающем фоне, в том, как это представлено. Но мое- очень сильно отгорожено от всего остального, от любого человека на земле, от любого иного опыта. Опыт несоизмерим, абсолютно несоизмерим. Помнишь Самсона, который так запросто поспорил на 30 перемен одежд, потом вышел на улицу и убил 30 человек, чтобы снять с них одежду. Там сказано, что дух Господень пребывал на Самсоне. Но в этой книге сказано, что в то время "каждый делал то, что ему казалось справедливым". Что это за поступок- выйти на улицу и убить 30 человек, чтобы взять 30 рубашек и штанов, мне не понятно. Не понятно и то, осуждено это или нет. Но это не важно. Это дело Самсона и Бога, Сальери и Бога, и т.д.

Cxi

Ответить на сообщение

Line

12 ноя 07:53 AlexОб апокатастасисе, продолжение (Схимнику и всем)
14 ноя 12:22 Схимник Об апокатастасисе, продолжение (Схимнику и всем)
18 ноя 05:58 Alex  Об апокатастасисе, продолжение (Схимнику и всем)

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости