Троица и трикая

Lux

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  август 2000  »  Троица и трикая

Line

08 августа CE 2000 05:27

Заранее прошу прощения, если в чем напутал. Уж очень все мудрено и (да-с!) запущено.

Вот несколько определений понятия «трикая», что я нашел в сети.

_1. http://vakh.online.com.ua/library/paravedic/bardo-p.html
Будда (как принцип просветления) имеет три уровня: духовный, абсолютный (Дхармакая -- "Тело Дхармы", Истины); небесный, идеальный (Самбхогакая -- "Тело Блаженства") и эмпирический уровень (Нирманакая -- "Призрачное Тело").

2. http://online.stack.net/~alex/glossary.htm#118
ТРИКАЯ {санскр.} ≈ "три Тела": Дхармакая ≈ "тело Истины"; Самбхогакая ≈ "тело Наслаждения"; Нираманакая ≈ "тело Иллюзии"

3. http://server.emts.ru/~assoc/bud/dict/dict-T.htm
ТРИКАЯ (санскр.) ≈ 3 тела или 3 способа бытия Будды. В хинаяне их обозначают терминами:
1) рупакая ≈ видимое всем физическое тело, состоящее из 4 элементов:
2) нирманакая ≈ "приобретенное (или феноменальное) тело", к-рое Будда мог принимать по своему желанию с помощью йогической силы, чтобы появляться перед своими адептами. 2 эти "тела" не считались реальными буддами, реальным Буддой называли
3) дхармакая ≈ "тело закона", или "космическое тело" Будды, к-рое хинаянисты понимали как сумму всех присущих Просветленному качеств. В махаяне концепция "трех тел" получает дальнейшую разработку, благодаря к-рой она была включена в учение о процессе спасения и заняла более важное место в будд. учении. В махаяне "тела" Будды обозначаются терминами:
1) нирманакая,
2) самбхогакая ≈ "тело блаженства (или наслаждения)";
3) дхармакая ≈ "тело закона". Последователи "Большой колесницы" учили, что нирманакая ≈ это Будда-человек (напр., Гаутама), в образе к-рого "тело блаженства" проявляется в эмпирич. мире, когда Будда решает спасти мир. Нек-рые школы определяют нирманакая как иллюзорное явление вечной реальности. Будд. мифология говорит о существовании множества будд, т. к. Будда якобы неоднократно воплощался на земле в разных странах, где исповедуется буддизм. Чтобы как-то объяснить эту множественность, мадхьямиками было изобретено понятие "свабхавикакая" ≈ "сущностное тело" Будды, за к-рым скрывается совокупность всех присущих Будде качеств. Смысл понятия "свабхавикакая" во многом смыкается со смыслом понятия "дхармакая"; в нек-рых текстах между ними прямо ставится знак равенства. Самбхогакая в махаяне ≈ это Будда-бог, отражение "космического тела" в мире форм. В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии. Дхармакая также получает в махаяне более филос. звучание, ибо понимается как универсум, персонификаций истины, вечный закон, нирвана и подлинно реальный Будда, осознающий свою идентичность с Абсолютом и единство со всеми существами. Этот способ бытия Будды лежит уже за пределами иллюзии. _

4. И наконец, определение, предложенное Серым Псом. Сопоставляя его с определением 3, можно заметить некоторую неувязку в терминологии. Вроде бы как смешиваются термины, употребляемые хинаяной и махаяной. Это затрудняет мою задачу, да что поделаешь!

Тело физическое (рупакая) - Сын, тело наслаждения (самбхогакая) - Отец, и наконец тело закона (дхармакая) - Дух.

Из приведенных определений лишь одно, по известным нам причинам, пытается сопоставить Лица Троицы с Буддиными личинами. И на первый взгляд самым сильным соответствием представляется Рупакая — Сын. Ведь Сын есть ипостась вочеловечившаяся. Поэтому аналогия с ⌠физическим телом■ Будды вроде как обоснована. Но на самом деле, чего удивляться тому факту, что у Будды-человека имелось физическое тело. Достойно было бы удивления обратное. В то же время, для второй ипостаси христианской Троицы воплощенность проявляется скорее в другом догмате, нежели троичный. Речь, конечно, о двух природах Христа. Но это еще не все. Согласно определению (3), махаяна рассматривает Нирманакая как тело, так сказать, воплощенного Будды. Как можно заметить, именно это тело не упомянуто в определении Серого Пса. Для упрощения задачи остается лишь предположить, что Серый Пес говоря Рупакая, имел в виду Нирманакая. Но тут аналогия с Сыном теряет свою почву. Ведь Нирманакая уже не определяется как собственно физическое тело. Это скорее тело иллюзии физичности, действие Божественного на уровне эмпирии.

Свабхавикакая, надо полагатъ, обозначает некую универсальную сущность, многолико проявляющуюся в Нирманакая. Она неизменна и посему блаженствует. Каким образом она сходна с первым Лицом Троицы, я не понимаю. Обратим лишь внимание на одну фразу в обширном третьем определении: ⌠В этой ипостаси Будда являет свое великолепие бодхисаттвам, толкует им непонятные доктрины, но сам он еще подчинен закону причинности или иллюзии■. Я очень надеюсь, что писал сие человек сведущий в буддизме больше меня и даже Серого Пса. Тогда это свидетельствует о том, что трикая скорее напоминает неоплатоническую и ей подобные иерархии, где на вершине находится абсолют и по мере отдаления от него мы имеем дело с реальностью все меньшей просветленности и т.п.. Абсолютом же является Дхармакая -- "Тело Дхармы", Истины.

А теперь, господа, приведите мне примеры от Святых Отцов, учащих об иерархии Троицы в изложенном аспекте. Маразматическое предложение, не правда ли?

Кстати, я набрел-таки на одно сочинение, где делается попытка найти соответствие трикая в христианской картине мира. И вот цитата: ⌠ У европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество, теологически символизированное Богом-Человеком■. Вот так. Не Троица.

Суммирую. Не взирая на свою малоосведомленность, считаю, что трикая как философская доктрина имеет целью объяснение иерархической структуры мироздания в самых общих чертах. Христианское учение о Троице исключительно и всецело концентрирует внимание на Божестве. Свойственное христианству противопоставление Божественного и тварного делает недопустимой гипотезу о прямом заимствовании учения о Троице из буддизма.

Ответить на сообщение

Line

08 авг 05:27 LuxТроица и трикая
08 авг 13:14 Серый Пес Ну вот, совсем другое дело :-))
08 авг 15:14 Lux  Re:
08 авг 15:52 Серый Пес   И это хорошо

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости