> Не подскажет ли уважаемое собрание, где, когда, откуда появился образ
> вифлеемского хлева как места рождения Иисуса, столь обширно
> эксплуатируемый в искусстве и проч.? Насколько я помню, в евангелиях об
> этом ничего не сказано. У Матфея волхвы входили в дом, у Луки речь идет
> о том, что младенца клали в ясли (но и их можно в дом внести, что и
> более логично). Если не путаю. Откуда взялся хлев?
Полагаю, что из яслей - логичнее всего предположить, что ясли стояли в хлеву, верно? Конечно, можно внести ясли в дом, но ведь четко сказано что им "не было места в гостинице" - значит их не внесли в дом. Значит ясли стояли в хлеву (пещера это тот же хлев) - тут можно отметить, что подобным образом рождались очень многие божества и герои - от Персея и до Митры, Иисус только повторяет их путь. Вдобавок, тут несомненно присутствует усиление эффекта повествования - Спаситель родился не только в самом незначительном из городов Иуды, но и в хлеву, а не в доме.
А вот упомянутый Матфеем дом совсем не обязательно является аналогом хлева. Во-первых, волхвы узнали о рождении Христа и пошли привествовать его - сколько времени заняло их путешествие не сообщается. Во-вторых, после рождения Иисуса Мария оставалась нечистой в течении 40 дней, которые по иудейскому закону должна была провести фактически одна - "А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа".
Таким образом, наиболее распространенное толкование, примеряющее сообщения Луки и Матфея заключается в том, что уже после этого они вернулись в Виялеем где их и обнаружили завершившие свое путешествие волхвы. Ребенку в это время было уже 6-7 недель от роду и жили они, разумеется, не там где родился Иисус. А после визита волхвов Святое семейство отправилось в Египет.
Относительно традиции - самое раннее ее упоминание я нашел у Иустина Мученика (в христианство он обратился около 130 года - а большая части сочинений написана в 140-160 года). Ориген и Цельс тоже говорят о пещере, в которой родился Спаситель.
С другой стороны История Иакова о рождестве Марии, написана видимо где-то в середине второго века и однозначно говорит о некой придорожной пещере. Нельзя исключать того, что Иустин знал этот апокриф, а дальнейшая традиция уже опиралась на него.
PS Ты бы поточнее названия давал - нет такого названия "Первое Евангелие детства" - Фомы есть, Книга Иосифа Плотника есть, Арабское и Армянское Евангелия, Псевдо-Матфея, Арундель 404 имеется. Что ты имел в виду под "первым" остается загадкой :)
Л.
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |