От фольклора к простонародной русской вере

Presnja

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  июль 2001  »  От фольклора к про...

Line

29 июля CE 2001 12:50

Приветствую почтенное собрание.
Выложу материалы недавней дискусии по сабжу. Извините за размер.
Добавочные материалы к дискусии можно найти по ссылкам на СКМ-Форуме(см в теле сообщения)
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
=============
1-ая сессия
=============
Фольклорная мышь(крыса)

Фольклорная мышь(крыса) - это существо хтоническое,"нечистое"и
"дьявольское".

Вот тут взял капитальный труд,талмуд в 900страниц А.В.Гура"Символика
животных в славянской народной традиции".М.1997. Серия"Традиционная
духовная культура славян.Современные исследования". Полная энциклопедия
"звериного кода" в славянской культуре. Очень своеобразная классификация
"зверей"и мягко говоря не совсем причинно-следственные связи ,
управляющие представлениями в голове братьев-славян.

стр.403 етс. часть 2 глава 2.
"Гады и насекомые" параграф 7
"Мышь, крыса".
Мыши и крысы - нечистыеживотные, относимые в народном сознаии к
гадам. Их называют гадом(вологод., вят.,москов. гад"мышь", гадиной(смолен.,самар."гадина" мышь, вологод собират. мыши, крысы...), поганью и т.п.(рус.погань"мыши, крысы", см.Даль 3-153...серб"поганка" -мышь.болг"поганец" крыса)...
Родство мышей и крыс с гадами проявляется в общности некоторых
функций...мыши и крысы наделены дьявольскими свойствами (далее
подробные отрывки из местных поверий разных славянских народов - СП). В
определенной связи с этими представлениями находятся приметы, в которых мыши считаются предвестниками смерти. Так, у русских считается, что тот кому мыши погрызли одежду или обувь, скоро умрет(Даль ПРН, 926)...в Боснии верят , что кто-то из домашнихъ скоро умрет, если в доме развелось много мышей. С мышами связано множество примет...
С гадами как опасными и вредными животными связаны различные ритуальные способы изгнания и многочисленные запреты и обереги от них, но и сами они частно наделяются отвращающей функцией.
стр.276. Гадов характеризует ряд общих признаков. Это по преимуществу
хтоничесиеживотные - они обитают в земле, в норе, уходят в землю и
появляются из нее... Хтонические существа имеют особый статус, близкий к
границе жизни и смерти. В основном все гады - нечистые животные (хотя
имеются и чистые - божья коровка, пчела)и многие являются дьявольскими
созданиями. Гады тесно связаны с демонологическими персонажами и сами
часто наделяются демоническими свойствами. ...Знахарей называют
"гадиной" (Даль, сев-рус.,1-340). Большинство из них ядовиты - змея,
черепаха, лягушка, жаба, ласка, ящерица, угорь, паук, бабочка. С лаской,
ящерицей, ужом связаны одинаковые сюжетя быличек, например об
отравлении питья человеку, перенесшему их детенышей в другое место (Гура
2-131)...

==========
Та на рутения.ру по ссылке что я дал в соседней нити есть свежие
диссеры и спецкурсы по свременному русскому городскому фольклору, надо
глянуть.
Гура есть в сети.
http://www.patent-mcci.ru/new/m/mysh0.htm
http://www.patent-mcci.ru/new/l/laska0.htm
http://www.patent-mcci.ru/new/g/gady0.htm
=========================

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

2 сессия
==========
Городской постфольклор

Я имел в виду совершенно иное
направление . Рассуждения о достоверности бьют по линии рассудочной
реконструкции феномена постфольклорного, мистического и
квазирелигиозного. Она не туды вывозит, если брать явление как городской фольклор.А его надо брать так. Именно это я доказал в постингах в той
самой ветви. И здесь разговор пошел о сабже, а не"вполне могло быть там
была и та каструля, и та повариха, адрес только надо узнать".

Раз постфольклор - берем определение "жанра" с Рутении(там даже
девочки-студентки много напахали, гранты шли хорошие. Хотя
методолгическая база слабовата, вот ее и будем фундировать).
=========цит===================
С.Ю. Неклюдов
Несколько слов о "постфольклоре"
Пост-фольклор как объект изучения относится к так называемой третьей
культуре, которая дистанцирована и от культуры элитарной, официально
санкционированной, и от патриархальной сельской
("традиционно-фольклорной"). В свою очередь она включает гетерогенные и
гетероморфные элементы - и массовую культуру как таковую, производимый
профессионалами "для сбыта", и низовой фольклор, создаваемый самими
носителями "для потребления". К той же области может быть отнесена и
"наивная" (или "простонародная") литература.

Пост-фольклор, который возникает в городе, а затем распространяется
далеко за его пределы, отличается от предшествующих устных традиций
патриархального крестьянства и тем более - архаических обществ. Подобно
массовой культуре, он полицентричен и фрагментирован в соответствии с
социальным, профессиональным, клановым, даже возрастным расслоением
общества, с его распадом на слабо связанные между собой ячейки, не
имеющие общей мировоззренческой основы.

Кроме того, постфольклор - опять-таки в отличие от фольклора
крестьянского, - как правило, идеологически маргинален, поскольку
фундаментальные идеологические потребности горожан удовлетворяются
другими способами, к устным традиция прямого отношения не имеющими
(средствами массовой информации, в меньшей степени - кино и другими
зрелищами, еще в меньшей - популярной литературой).

====кон цит ========
(СП)вот это господин-товарищ прошибается.
(цит)фундаментальные идеологические потребности горожан удовлетворяются
другими способами

Городские байки там у другого товарища фигурируют, рассказано как
продвинутые американы их классифицируют, выработана классификация и
вообще слава богу наметились черты серьезного отношения к этим очень
серьезным феноменам. Наши даже начинают исполь-зовать их термины -
"байна"это не термин, а у амеров уже четко все разложено, см.Рутению.

В глубине же - отголоски древней исконной(русской и православной)
почтенной традиции, традиционного общества и его способов мышления и
способов праксиса, в нынешних условиях архаизации и маргинализации
возрождающееся в странных, уродливых, но узнаваемых формах.
Короче, постфольклор архаизирующегося общества можно понять через
феномены магического мышления и "примитИвиной логики".
Роль его сопоставима с ролью полноценной религии, хотя и представляется скопищем суеверий. Православие
(народное, не официозное)впрочем далеко еще от того традиционного типа
мышления не укочевало. Отсюда изообилие во всех сфкрах - в тч.ч
медицины- "первобытных"ритуалов, в том числе с магическими функциями. А
у же в быту, в народе примитивные способы (по сути
магические)возродились и процветают. Самое же главное и интересное -
способ логики и мышления, который за всем этим просвечивает.
То, что нам представляется прихотью творческого воображения того или
иного автора, есть голос традиции - либо принятой и понятой, либо
искаженной и поруганной.

Посему обратимся к выдающемуся труду А.Гуры, который не только
( со товарищи)все о славянской традиции по части зверей привел в ситему
и аутентично классифицировал, но и дал алгоритмы понимания "славянской
магической логики".

Разговор о магическом("примитивном")мышлении уже шел, сухой отстаток
отложился в сети, только не полностью. Восстановлю что есть. Пока
ссылки. Дурацкая(какая есть)рецензия востроженной , но
испоречнной"эзотерикой"горожанки на Гуру

==========цит===============

http://www.russ.ru/journal/kniga/98-01-07/goriac.htm

...В новом качестве животным понадобилась новая систематика, и книга
разделила их на хтонических, нечистых, куньих, птиц (в число которых
попадает и летучая мышь), ночных, плавающих и прочих, так же как в
"Небесной империи благодетельных знаний" звери "делятся на: а)
принадлежащих императору; б) набальзамированных; в) прирученных; г)
сосунков; д) сирен; е) сказочных; ж) отдельных собак; з) включенных в
эту классификацию; и) бегающих как сумасшедшие; к) бесчисленных; л)
нарисованных тончайшей кистью из верблюжей шерсти; м) прочих; н)
разбивших цветочную вазу; о) похожих издали на мух".
Здесь полноправно сосуществуют волки и волколаки, сокол и Алконост, Кук
и кукушка, как у Бюффона, который в одну из первых попыток наукообразной
биологической классификации животных включил наравне с белыми медведями,
жирафами и страусами грифонов и сирен, сирина и феникса - и те и другие
были известны только по Аристотелю да по красочным рассказам морских
путешественников.

Книга Александра Викторовича Гуры обладает всеми достоинствами
академически-занудного издания: следует отметить и эрудицию, и
библиографию, и систематичность, и документированность, и объем. Но, по
счастью, не исчерпывается объективными добродетелями. Есть в ней
подкупающая нескладность захлебывающегося от безумно интересной
информации рассказчика, когда все в одну кучу, перебивая друг друга:
польский и сербский, басня и поговорка, нечистая сила, фенологическая
симптоматика и православная мораль. После этого вылетающая из-под груды
инвентаризированных карточек сойка или улепетывающий заяц становятся уже
родней родного, а это отнюдь не академическая задача - это признак того,
что книга автору удалась.

========кон цит ==============
Система классификации "по Гуре"- по сути "сетка", которая будет
работать вместо"уровней"и причинно-следственных связей. Поэтому
внимание! ничего подобного нигде не ыбло. Только по славянскому
звериному коду! Там первые 100 страниц книги - клссификатор, он тпо
ссылке сжато представлен. А то естессно начнутся хиханьки
про"гадов"вроде ласки или крысы
, птичек вроде летучих мышей, ядовитых бабочек и прочей магической
начинки системы(вон та рецензентка по сути над"сеткой"и ее узелками и связями и уписивалась от смеха, ДУРА)..
А она ("сетка")полностью функциональна и операционна - на ней основана
напр.медицина. Отсюда все эти способы симпатической магии вроде"лечить подобное подобным", кушать для отворота сглаза вареных лягушек , все гады ядовиты и многое еще чего

http://arctogaia.krasu.ru/laboratory/mentality/vopr/vopr_demon.shtm

начало дискуссии по магическому мышлению. AntiHAOS FAQ ньюс-группы
relcom.sci.philosofy, где собраны обзорные статьи
и просто куски уникальной информации по религиозно-философской тематике
из relcom.religion, relcom.sci.philosophy
================================================

Мой ник - presnja
http://www.laser.ru/ru/philfaq/phil_faq1.html

56. >presnja: Вы правы по отношению к попыткам реанимации архаических
способов
познания, мировоззрения, норм и правил мышления как якобы альтернативных
и более синтетических нежели современные формы познания - как
рационального,
так и"эмоционального".
Но насчет"здесь нет тайны"можно уточнить.Много еще интересного
и непонятного в магии

http://www.laser.ru/ru/philfaq/presn_o_magii.html

моя линия"умеренной середины". Там еще в ФАКе два постинга Мишко,
ответ Брейтфуса"Ответ адептам магии. Пресне"(сподобился).

69. >Брейфус:
Что же сплачивало крепче
цемента полуживотное стадо, где каждый был склонен к немотивированной и
неконтролируемой агрессии?
Правильно, дорогие адепты! Ваша магия! Она с помощью зомбирования,
устрашения и прочих коллективных ритуалов внушала недалеким дикарям
стереотипы поведения - запреты и табу.
http://www.laser.ru/ru/philfaq/brejf_magija.html

Литература.
Там у меня прокинуто -
1.популярная книжка"Как мы познаем", Голдстейн-Голдстейн. М.1984
они подробно излагают классические работы Эванса-Притчарда
2.Выготский-Лурия. Очерки по истории поведения.М.Педагогика-пресс. 1993
3.классик и мэтр логики и философииЛ.Витгенштейн, поздние работы(там
где-то у меня ссылка)
4. классик и мэтр (и писАл отлично) Бронислав Малиновский. Теперь он в
сети есть, у Сачкова на букву М. Малиновский Б. Магия, наука и религия. пер. с англ. М., 1998. 304 с.
Электронная библиотека "Нестор" http://oba.wallst.ru

=======
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

3 сессия
=======
От фольклора к "бедной религии"

(из рецензии Василия Пригодича). "Замечательный ученый, действительный член Российской академии наук, выученик и наследник Д.С.Лихачева выпустил (в <мягкой> демокра-тичной обложке) замечательную книгу: Александр Панченко. О русской истории и культуре. Санкт-Петербург, 2000. Издательство <Азбука>. Тираж 6000 экз. "

В последней большой статье книги затронута проблема стихийной народной веры, житейской религиозности при ранней советской власти. Вообще же этот предмет (народная вера)занимает многих "антропологов" в разных странах. Соответственно странам и временам и разновидности вер выявляются очень разные. Некоторе время назад, в 80х, например в Штатах широко дискутировалась тема"гражданской религии". Народ склонен рассматривать историю страны, ее наиболее изветных руководителей и президентов в совершенно перекликающемся с Библией ключе. Отцы-основатели ассоциируются с библейскими патриархами, линкольн - с наступлением новозаветной эры. Отношение к символам власти вполне религиозны. Президенты ,через свои выступления(особенно важные - такие как инагуарационные речи)выглядят в этой картине как верховные жрецы, толкующие и полагающие обновленные установления гражданской религии.
Есть разумеется и канонизированные в народном мнении мученики - прежде всего из новоявленных - Кеннеди, культ которого имеет религиозные основы.
А.Гуревич в своих книгах о народной культуре европейского средневековья подробно разбирает соотношение простонародной и официальной религиозности, опираясь на большой свод документов типа ненамеренных свидетельств, популярной духовной литературы, даже тогдашнего аналога"масскульта" для бедных.

Что касается России с ее гораздо более долгой и содержательной духовной и религиозной народной историей,чем Америка, то "очерки низовой народной веры" и ее соотношения с социальными порядками хорошо написали разные люди.Например Г.Федотов (по духовным стихам типа"Голубиной книги" - апокрифического кодекса народной веры). Странная , уходящая в глубокую древность, неясная картина народного православия, часто совершенно расходящаяся с церковной его версией. Церковь была его(народного православия) антагонистом и конкурентом, причем всегдашним яростным претендентом на монополию на" единственно подлинную веру". При этом церковь с одной стороны питалась живыми токами народной религиозности, с другой - часто жестоко и беспощадно(что те большевики с нею = вполне закономерно и логично)боролась с ее проявленями, относя их к пережиткам и наследию враварства и убогого язычества. Социальные аспекты религии в РОссии всегда были неразрывны с собственно конфессиональными. Цари и их поведение в церковные нормы и порядки жестко вписывались , а с другой стороны - государи, особенно такие как Петр и Иван4, определяли и вырабатывали "установления гражданской религии"в еще большей степени, чем правители в Новое время в кругу еврпопейской цивилизации.

Собственно книга Панченко в очень значительной степени именно об этом. (цитата из рецензии)." В том вошли работы последних двух десятилетий, которые смело и без всякой натяжки можно назвать интеллектуальным романом (<Русская культура в канун Петровских реформ>), интеллектуальными повестями и рассказами (<Ранний Пушкин и русское православие>, <Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема>, <Красота право-славия и крещение Руси>, <Юродивые на Руси>, <Скоморохи и 'реформа веселья" Петра I>, <Боярыня Морозова . символ и личность>, <Петр I и веротерпимость>, <Лесковский Левша как национальная проблема>, <Ле-тописный рассказ об Андрее Первозванном и флагеллантство>, <'Потемкинские деревни" как культурный миф>, <Осьмое чудо света>). Послед-няя статья . жуткая, трагедийная; на поверхностный взгляд, выламываю-щаяся из ряда, она посвящена <культурно-религиозному аспекту> погре-бения Ленина большевиками на Красной площади. Таков исторический диапазон исследователя: от языческой Руси до наших дней".

Панченко со глубоким знанием деталей и существа дела (в том что касается простонародной "житейской веры") разбирает "казус Мавзолея" и перепетии посмертной канонизации Ленина. Запрос на сохранение останков для доступа к ним был послан однозначно мощными импульсами снизу, от разных слоев, и властные люди просто придали ему необходимую(более модернизированную)окраску. Наиболее важную роль сыграли передовые и продвинутые , а не отсталые по воззрениям руководители - не глубокий знаток крестьянства и его поведенческих норм Калинин, а молодой европеизированный и образованный Леонид Красин . Что касается Сталина, то насчет его представлений о народной вере, нормах поведения и культах надо говорить отдельно, для затравки может послужить недавняя книга "Писатель Сталин", см. отрывки из нее в Архиве . Вера эта не ортодоксальная и"недоучившийся семинарист"тут не при чем. Глубокое , на фоне прочих "вождей",понимание основ "просто"народной веры в единстве с регулирующими жизнь нормами поведения - очень при чем.
История с Мавзолеем (она завершилась только в 1930)предстает совершенно иначе, чем обычно ее пишут, в свете и в понятиях "гражданской"или простонародной русской религии. Это совершенно традиционный по своим корням , но не ортодоксально-церковный, а простонародный "казус"проявления глубокой и искренней веры. С одной стороны - православной, в смысле исконного народного православия, с другой - вполне традиционно-языческой, но не дикарских времен, а осовремененной, можно сказать, уже с элементами неоязычества и "городских" верований типа "космизма". Блестящий инженер, финансист, революционер Леонид Красин был федоровцем, как и другие упомянутые автором персонажи истории - в том числе Циолковский. Одной из скрытых задач, впрочем в 24г Красин это говорил прямо, было сохранение тела для чаемого будущего воскресения, что лежит в основе доктрины Федорова.
Но автор(и его соавтор в этой работе - сын академика) настроены весьма скептически к гонителям попов и атеистам-большевикам . Стиль работы весьма суров и порой язвителен, оттенок презрения к плебейскому варварскому мировоззрению совершенно ясен , что непривычно для академика. Тем не менее, он останавливается в недоумении перед феноменом этой, как он ее именует,"дурацкой народной веры", притом массовой, всеобщей и определяющей очень многие глубинные вещи в советском обиходе .Приводятся пересказы сюжетов и сказок 20-30х годов о Ленине, как он встает из могилы и т.п. - есть ссылка на публикацию этой вятской сказки, "Скоро проснется Ильич", НГ 21.01.2000. Много рассуждает о хорошо известной и проработанной в фольклористике(классик жанра Зеленин, недавно переизданный - класс) теме"заложных покойников". К которым-де стихийно отнес народ ( уже сразу после московских событий 1917)жертвы революционных боев. Их похоронили в котловане рядом с кремлевской стеной("за оградкой", вне освященной земли). Заметив при этом, кстати, что кремлевский погост давным-давно использовался как погребение - пример могила Василия Блаженного в приделе знаменитого зрама).
Пытается сопоставить "догматы"официального"православия с неявными установленями народной советской веры. В официальном догмате -"Чаю воскресения мертвых".
Приводятся замечательные документы времени - просьбы и пожелания народа о сохранении тела Ильича. От вполне прагматичных -"Ленин должен быть с нами. Как это осуществить,подумайте сами". - до весьма экзотничных. Из той же газеты, пример -"Что говорят рабочие".Читаем - "Надо сохранить тело Ильича. Ударишься в оппозицию, пойдешь к телу Ильича - и станешь на правильный путь".
Комментируя последнее, автор в сердцах резюмирует - "но главное, мы опять сталкиваемся с религиозным, точнее дурацко-религиозным мироощущением. Оппозиция - это ересь, и чтобы очиститься от скверны, надо приобщиться к чудотворным мощам. Они исцеляют согрешившего"
Завершает очерк обычно рассудительно-мудрого академика такой пассаж. "Таков культурно-религиозный контекст погребения Ленина...оно не поддается и не подлежит рациональному объяснению и оценке. Дело в том, что обряд, как и любое проявление мифологического сознания, находится вне сферы умозрительных категорий. Это сфера бессознательного...пытаться перевести его в правильные силлогизмы нельзя, бессознательные процессы могут быть опознаны и описаны только по конечным результатам. Вопрос"почему" в данном случае неуместен. Так было, так есть и так будет".

Короче, он устраняется от объяснения "функционирования"пост-церковной" (нутряной, а не институционной)народной религии в ее синкретическом обличье сплава без швов православия+советского коммунизма+язычества и неоязычества.
Но по крайней мере уходит от расхожих представлений о"БОЛЬШЕВИСТСКОМ КУЛЬТЕ", навязанном-де идеологами через пропагандиссике средства и механизмы ВЗАМЕН ПОРУШЕННОЙ"ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ". Веру предлагается рассматривать как основанную на "запросах снизу".

Если перейти к временам уже не столь далеким, то выясняется, что никто так серьезно, аккуратно и опираясь на "запросы снизу"не рассматривал период обратного хода - к "возрождению"официального православия, тоже опирающегося на "пережитки"в мироощущении и мировоззрении разных слоев, в том числе - выраженные в глубинных основах фольклора и пост-фольклора. Есть попытка с негодными средствами и там снова заходит(КОНЕЧНО НЕСЛУЧАЙНО)речь о"бедной религии", О ПРОСТО народной ВЕРЕ.

=======================
ПОСТ-АТЕИЗМ, или БЕДНАЯ РЕЛИГИЯ

(журнал "Октябрь", #9, 1996, сс. 158-165)

...

file://postateizm.html
=======цит============
...тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни "православный", ни "иудей", ни "мусульманин" - но просто "верующий". В западных странах это понятие почти
не употребляется, как лишенное смысла. Верующий во что? Какой деноминации? ...просто вера. Просто в Бога. Таких верующих в России
сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно назвать "бедной религией". Это религия без дальнейших определений

...
данные разных исследований сильно колеблются (от 18% верующего населения до 52% всего населения страны), но в любом случае очевидно, что "бедная вера" - это не умственная фантазия, а реальность общественной жизни России, которая ищет своего теологического обоснования.
http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/17/17755

++++++++++++++++++++++++
=========================

4-ая сессия
=================

В общем, мой начальный постинг слишком концентрирован, как
перенасыщенный раствор. Там надо было расставить по порядку номеров ряд
положений ( уже в преамбуле их три)и котротЕнько пройтись по каждому.
Дать аккуратные ссылки - начиная с начала, на статьи по-русски про
civic religion в Штатах (Первая , сдобротным персказом очередного
модного амерского тогдашнего "антрополога" - это "Вопросы
философии"1 -1976 кажется. Поиск в сети по этому амер.названию навеняка зацепит кое-что посвежей, хотя как знать - как-то глухо"обо всем этом"пишут , о "простонародной вере"(не обязаьельно в Бога, творца - он у них ситизенов там сбоку припека получается). Хорошо и дать картинку - ДОЛЛАРОВУЮ бумажку c In God We Trust. Она сопровождает статейку по теме, я ее совал как-то в группу где эмигранты обсуждали тему тамошней веры.
Это все же не совсем пустота, а вера (правильно говорит Константин),
наверно хиреющая(статьи 80х годов).
Про собственно "бедную религию", точнее - про это удачное название и
одну-единственную удачную мысль, которую вы подхватили - это ссылка на
сетевую философскую библиотеку на философи.ру\лайбрери, где статейка
Эпштейна (очень давняя)лежит. Хоть есть в сети, а прочих-то материалов
нет, приходится сжато и глаопом пересказывать отдельные моменты из
канвы, на мой взгляд важные.
Статистика подлинно воцерковленных (только их и можно считать
верующими) и близко к ним стоящих православных ничтожна. Важнее то, что
те люди, которые по-настоящему веруют(православные), тоже не совсем те,
за кого их приниают. Есть на сей счет подробная "диссертация"( и в
самом деле диссер, в отличие от авторефератов каких там
полно)Тарабукиной на Рутении по"фольклору церковного круга"людей. Они
"не от мира сего". Их очень мало. В общем, где она, та Вера о которой
поют вошедшие в силу"попы" - непонятно. Ей места нету совсем. Там где
есть искренняя вера, она не "каноническая".
Есть материал по опросу ВЦИОМа, где изучались"степени
воцерковленности". Тоже прочищает мозги. Неточно, что недавно(до
"свободы")люди были оторваны от воспитания в религиозных традициях.
Женщины там на примерах рассказывают, что они"планируют"выйдя на
пенсию"очутится там"(в церкви). Это не пропадало никогда, но шло не
афиширууемо, вполголоса. Отсюда непропадавшая тенденция "старшек " как
основного контингента( в прошлом, теперь иначе). Но ДО ТОГО они уже
были"мысленно там"и планировали образ жизни и мысли соответственно и
очень строго. И скорее это было правилом.

Гвардини есть по-русски(начиная с "Вопросов философии" 4 за 1990.

Духовные стихи (причем современные)подробнейшим филологическим образом обсуждают"на соросовские гранты"диссертанты на Рутении. Им далеко до Панченко и Федотова, но зато можно почитать в натуре, в сети.

Но вообще речь была прежде всего о еще более непрпоявленном. скудном и "размазанном"веровании. Просто когда люди автоматом соблюдают
совершенно забытые по смыслу обряды, даже "дурацкие", вроде птичек на
могилках в Родительскую субботу кормят. Или водку оставляют на поминках
в рюмке с ломтиком. Это ж души, птички.
А это уже "вопросы к Гуре", а не "к Маре"

++++++++++++++++++++++++++++++++++++

От фольклора к простонародной русской вере

============
5 сессия - по ссылкам
http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/19/19008
http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/19/19009

http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/19/19013
http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/19/19014

http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/19/19020
http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/19/19018

дискуссия о магии
http://web.referent.ru/nvz/forum/files/Presnja/magicscience.zip
============
++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Ответить на сообщение

Line

29 июл 12:50 PresnjaОт фольклора к простонародной русской вере

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости