святость... продолжение.

Схимник

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  июнь 2001  »  святость... продол...

Line

18 июня CE 2001 05:34

Здравствуй, уважаемый Абу Ахмад!

>> ... Тут так. Если человек становится святым, он получает не от
>> преизбытка, а приобщается к Богу, то есть становится обОжен.
>> Созвучие слов "святость" и "свет" говорит сама за себя. То есть
>> святость означает такой уровень понимания человеком Бога и Богом
>> человека, когда эта связь неразрывна.
>
>Надо перевести фразы с вашего языка на мой. :) "Приобщается" -
>"возникает нечто общее", т.е. обладание соОБЩА некими качествами
>(энергиями), знаниями, властью, иное. Так?

Да, ведь обожение есть ничто иное, как приобщение, восхождение. И можно всю жизнь восходить к Нему.

>"Понимание человеком Бога" - означает усвоение знаний, переданных
>Богом о Себе в писании или нечто большее (иное)? "Уровень понимания
>Богом человека" - заводит меня в тупик. Этот уровень достигается
>Богом? Это означает, что несвятых людей Бог понимает на другом уровне
>(количественно, качественно ином)?

Безусловно, большее, чем просто знание каких-либо текстов. Это всегда развитие. Это, для начала, молитвенный контакт с Ним. А затем наблюдение- над всем, что происходит с человеком в свете этого общения. Дальше я постараюсь подробнее. Если рассмотреть христианство как целое (то есть признать, что оно- гораздо более широкое явление, чем просто конкретная традиция), то можно увидеть, как сильно от конфессии к конфессии меняется вариативность представлений о возможностях познания Бога. Типологически можно выделить два больших варианта- 1. Познание о Боге извлекается из Писания, то есть Писание самодостаточно (все, что нужно было, Бог там сказал). Это протестантский тип, но в то же время и раннехристианский. Нельзя к Писанию ничего прибавить, никакой опыт, никакую новую идею нельзя прибавить к Писанию (все это повторение уже бывшего и зафиксированного в Писании), можно лишь истолковывать, находить правильный текст, правильный способ истолкования. Это более "свободный" способ, т.к. границы толкования очень широки. Поэтому внутри протестантизма мы находим, во-первых, значительное разнообразие, во-вторых, нередко- харизматический тип религиозности, когда откровение как бы продолжается, не закончено вместе с 22 (последней) главой Откровения. Оно продолжается в опыте. Если посмотреть, как развивался протестантизм (особенно очень характерно в 19 веке), можно увидеть, что деление внутри него происходило по такому принципу: появляется новая харизматическая личность, которая свой личный опыт объявляет исключительным, и на этой основе создает собственное богословие. То есть что я хочу сказать: Новый Завет богат смыслами, раскрывает и располагает человека к собственному, индивидуальному, не унифицированному богопознанию, у него широкий диапазон и множество разных выводов, что находит свое выражение в большом количестве протестантских конфессий и харизматических сект.
2. Писание через Предание. Это такой тип, когда кроме Писания нужно знать традицию. В этом случае Писание представляется солнцем, а творения св. Отцов и Учителей Церкви- защитное стекло, через которое мы можем смотреть на солнце. Здесь познание ограничивается, во-первых, тем, что прежде какой-либо свободы в богопознании нужно сначала изучить- что сказал по этому поводу Кирилл Иерусалимский, что Иоанн Златоуст, а что Иоанн Дамаскин. Отцы "вводят" человека в традицию. Считается, что у человека не так много времени в жизни, чтобы самому проходить путем проб и ошибок, таким образом, святоотеческие богословие сужает путь, но зато этот путь проверен и верен. 3. Мистический путь- это почти всегда уход из мира, из социальных связей, но он как правило предполагает какую-либо имеющуюся практику. Есть разница между католическим мистицизмом и православным- в первом богопознание начинается через "сердце"- чувственную часть человека, а потом очищенное сердце очищает ум. В православии наоборот, сначала нужно очистить ум, а потом поместить его в сердце. Я попытался это все написать для того, чтобы показать насколько велик диапазон возможностей богопознания в христианстве, насколько он не сведен к каким-то единым представлениям.

Понимание Богом человека- это просто оборот, дабы подчеркнуть заинтересованность Бога в этом: "Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим)

>"Неразрывная связь" - имеется в виду односторонняя, т.е. привязанность
>святого ко Всевышнему?

Да, это невозможность "покинуть" Бога, когда человек не может без Него, проникаясь мыслью Христа: "Без меня не можете творить ничего"

>> Совесть святого всегда чиста, а ведь чистая совесть- это и есть
>> прямая связь с Богом.
>Ну с этой совестью у нас - завал. Я как-то искал в исл. источниках это
>слово и не нашел. Обнаружил только один раз в одном месте в работе
>одного современного ученого (не из великих), да и то, обращенной к
>западному читателю. Так что можно без сомнения считать всех искренних
>мусульман - бессовестными. :) Я вот пытался понять, м.б. "совесть" =
>"богобоязненность", "богоосознанность"? То, что у нас называют
>"такъуа". Мог бы ты пояснить, что такое "совесть святого" и отличается
>ли она от богобоязненности?
>Ну и само положение о том, что совесть святого всегда чиста, нуждается
>в пояснениях. Что это означает? То, что он живет ни на шаг не отступая
>от предписаний Всевышнего, много поклоняется, совершает благие
>дела...? То, что святой - безгрешен? Осознает ли он сам эту свою
>чистую совесть?

Это область чистого ИМХО, хотя довольно уверенного. Я даже не знаю, смогу ли объяснить так, чтобы не исказить, довольно сложно. Я предполагаю так. Человек изначально греховен. Комплекс вины воспитал в человеке жертвенность, культуру жертвенности. Обойти просто так все, что "накопил" за тысячелетия человек (комплекс вины)- невозможно (а здесь и реальные грехи, и комплексы- индивидуальные и социальные). Можно лишь чувство вины "искупать" раскаянием. Совесть религиозная (не просто- совесть, иначе можно подумать иное) это индикатор, который позволяет отличить чувство вины от "дерзновения" (это свобода в отношениях с Богом, когда все, что говоришь в молитве к Нему имеет силу, основание). Совесть религиозная совершенно не развита у многих людей, даже не всегда среди верующих. Она предполагает, во первых, начальное очищение- чтобы человек мог почувствовать разницу между грешным и безгрешным состоянием. Это только дар, индивидуальное чудо. Когда оно дается человеку- только Бог знает. Но, надо думать, после многих усилий. Далее, совесть религиозная может оскверниться от греха, и чем тоньше у человека понимание духовных вещей, тем тоньше понятие греха. Доходит до того, что любой лжи, любой неискренности достаточно, чтобы "загрязнить" совесть. Если человек хочет приобщиться к Богу, то чувство совести религиозной будет вести его и будет прекрасным ориентиром, маяком. Но- чем дальше, тем тоньше, тем сложнее становится человеку, ведь в социуме невозможно сохранять это. Любой грех влечет за собой многие времена и усилия (см. 50-й псалом) для "возвращения" обратно- ведь возвращение возможно только через искреннее покаяние, к нему тоже нужно прийти,- в духовной жизни ничего не дается просто так. Мое понимание святого: это тот человек, который твердо идет по означенному пути и (в идеале) он настолько внимателен, что никогда не рвет эту тонкую связь с Богом. (конечно, не значит, что не грешит: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело" (Иаков), но этот грех не намерен, за ним следует "возвращение").

>> ..."Параметры" святого являются всеобщим принципом, без которого
>> святой не будет правильно восприниматься. Во- первых, это знатность.
>А сейчас, наверное, этот параметр не требуется?

Нет, это "комплексы" средневековья.

>> Во- вторых, обязательным пунктом святости является способность
>> творить чудеса....
>А этот остался?

Для канонизации- да.

Это видения очевидцев, явления,- к примеру, во сне,- то, что приводило ко благу, исцелению, например. Но как это решается- покрыто туманом; ведь считается, что исцеления могут быть инспирированы и силой сатанинской. "Пришествие которого, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фесс)

>> Святой- это помощник по хозяйству, в сложной ситуации.
>> Функциональная дифференциация святых напоминает политеистическую
>> систему, поэтому сонм святых- хорошая замена языческому политеизму и
>> "смягчение" враждебности космоса, поскольку они, все-таки, были
>> людьми.
>Если так, то не просто "напоминает", а тождественна, ИМХО. В чем
>различие, по сути?

Нет, святой- это как бы дополнительная надежда, чтобы Бог услышал, помог. Обращаться к святому, например так: "прости мои грехи"- верх идолопоклонства. Существует что-то, что принадлежит только Богу и может адресоваться только Ему- здесь коренное отличие от язычества. Но если мы говорим о Средневековье- мы попадаем в мир, в котором все не так как сейчас. И прежде всего, в области религиозного знания. Впрочем, народная религиозность такой остается и по сей день.
Понимаешь, здесь мы подходим к очень важному глобальному обобщению, без которого христианства не понять. Христианство мощно вплетено в систему образов и символов, но эти образы и символы все до одного служат для восхождения к первообразу. Таково иконопочитание, таково почитание святых, таково почитание церковных иерархов, уважение к их авторитету. Честно говоря, я бы это обобщение поставил во главу угла. Без него ничего не понять, при разрушении этого главного принципа христианство очень становится похожим на язычество.

>> Святого нередко изображают как сурового аскета, полностью преданного
>> служению Богу, в его личности нет места человеческим слабостям.
>А это является обязательным критерием?

Нет, это каноны агиографии, причем средневековой. Конечно, многое изменилось сейчас.

>> Долгий путь к достижению святости почти не занимал внимание
>> агиографов (вплоть до "легенды" Бонавентуры- но об этом позднее).
>Может ли иметь место "внезапная" святость сегодня?

Внезапная святость- это просто невнимание к предыдущей жизни святого.
Но внезапность вполне может иметь место. Например, Ксения Петербуржская, очень уважаемая святая, собственно, стала проявлять признаки святости после смерти мужа, когда раздала все свое наследство и стала жить нищей, помогала строить храм. Это часто зависит от конкретных обстоятельств, которые резко изменяют жизнь человека. Хотя главное обстоятельство одно- призвание Богом. "Никто не может прийти ко мне, если не привлечет Его Отец".

>> Функцию чудотворения спокойно могли выполнять и демоны, но их культ
>> всякий раз вспыхивая, немедленно подавлялся.
>По каким критериям определяется: от демонов чудо или от святого?

Очень сложный вопрос. Как канонически решается- не уверен, по-моему, здесь важны свидетельства многих (причем правоверных), повторные чудеса, очевидное благо- но преимущество отдается Церкви и Отечеству.

Но что касается средневековья, то тут по-другому. Тут, правда не разберешься исходя из современных представлений. Например, Святой мог "покарать" за неблаговидный поступок или слова. До определенного времени, особенно в раннем средневековье, святой- это не обязательно живой (человек, дух)- это в большинстве случаев мощи. В Испанию толпами стекается народ поклониться мощам ап. Иакова, в Константинополь, в Рим- рукам, ногам, пальцам, предметам, оставшимся от святых и мучеников.

Еще небольшой кусок из упомянутой работы:

Представление о гармонии в метафизическом мире заставляют ощущать небесные запахи при открытии мощей: «От костей святых исходил не запах тления, а сладкие небесные ароматы. Когда герцог богемский Болеслав I и епископ пражский Север открыли в 1039 году могилу св. Адальберта в Гнезне, то из нее излилось столь укрепляющее благоухание, что присутствующие 3 дня после того не нуждались в пище... Кости святых, которые однажды аббат Госвин Альтенбергский велел положить на скамьи монастырской залы, распространили по всем помещениям аббатства сладкое благоухание после того, как благочестивый аббат удалил посредством заклинания одну неосвященную кость, скрытую коварством дьявола между святыми костями». (Г. Эйкен «История и система средневекового миросозерцания», стр. 280). Интересна легенда, распространенная в меровингский период о просившем милостыню хромом человеке, который таким образом неплохо зарабатывал. Однажды в том месте, где он, по своему обыкновению сидел, проносили мощи великого чудотворца и вдруг совершилось исцеление хромого, к его великому огорчению, т. к. он потерял возможность своего заработка. Мощи святых являются, без преувеличения, самим святым. Возрастает престиж обладания мощами. Их перемещают из одного места в другое и нередко крадут друг у друга, особенно пользуются популярностью мощи с Востока. «От периода ... (Карла Великого) до начала крестовых походов сохранилось около 100 рассказов о похищении мощей святых. Современники не только не видели в этих кражах ничего предосудительного, но одобряли их, как благочестивые деяния» (П. Д. Гири «Священные кражи: почитание мощей в период развитого средневековья» стр.43) Автор делает далеко идущий вывод о том, что разграбление Константинополя во время 4-го крестового похода явилось следствием четырехвековой практики «выкрадывания» мощей с Востока.
Интересный духовный опыт «испытания» святого приобретали похитители мощей: святой мог не желать перемещения и наказывал похитителя болезнью или смертью, но если во время «трансляции» с похитителем ничего не происходило, или же он внезапно исцелялся от какой- либо болезни, это было доказательством его (святого) благословения. Это было причиной упоминания в агиографической литературе священных краж, как чего- то почетного, хотя часто составители житий сомневались по этому поводу. В результате возникает замечательный феномен: святой приобретает движение, становясь почти живым человеком!
«IX- XI века характеризовались наиболее интенсивным культом местных святых - покровителей отдельных населенных пунктов и монастырей... Отношение к святым изменялось на протяжении средневековья. В условиях децентрализации раннего периода святой фигурировал в качестве покровителя... защищал монастырь или церковь от посягательств... верующих... и их доходов... Отсюда стремление обзавестись «своим» святым и его мощами... В X веке роль св. мощей начинает изменяться: святые, способствуя социальной интеграции и экономической стабильности, были эффективны в разобщенной Европе, но монастырские реформы Клюни сплачивали монашество на более широкой основе... Подобно тому, как расширение политического и социального горизонта ослабляло политическое и социальное влияние мощей, так расширение культурного горизонта ослабляло их религиозную эффективность. (Коммуникация улучшается вследствие распространения культа универсальных) святых- апостолов и богоматери. (При) Возрастании роли евхаристии... уменьшается значимость... мощей. Это не означает, что переход от агиографической практики к христологической привел к вытеснению культа святых, но ясно, что наибольший его расцвет приходится на период до XI века». (там же, стр. 43-45)

>Интересно про поклонение кусту, в Аравии поклонялись некоторым
>деревьям, пальмам. Даже в 18 в. был культ одной пальмы, считалось,
>что она помогает женщинам выйти замуж. Ваххабиты уничтожили этот
>культ. :)

Но это, наверное, не единственный случай, когда народная религиозность "берет свое"? И в связи с этим: как можно описать кратко, что делается для религиозного просвещения в мусульманском мире? Означает ли оно "выкорчевывание" вульгарных представлений путем системы запретов или сопровождается разъяснительной работой, служащей пониманию. Часто ли неискушенный человек слушается таких запретов, если они не объясняются?

>Для большего понимания приведу нащу позицию по заданным мною вопросам. ...Вроде все, пытался как можно короче.

Спасибо, очень понятно. Чем отличаются святой и праведник, если святой не служит никаким целям (подобно тому как в христианстве)?

С уважением, Схимник.

Ответить на сообщение

Line

18 июн 05:34 Схимниксвятость... продолжение.
28 июн 05:01 Абу Ахмад святость... продолжение.
28 июн 12:44 Люцифер  святость... продолжение.
03 июл 23:16 Схимник   Люциферу. святость... продолжение.
29 июн 01:43 Абу Ахмад   святость... продолжение.
29 июн 12:45 Люцифер    святость... продолжение
30 июн 01:33 Абу Ахмад     святость... продолжение
02 июл 01:38 Люцифер      святость... продолжение
07 июл 01:40 Абу Ахмад       святость... продолжение
02 июл 01:43 Анна       святость... продолжение
20 июн 17:52 изверг святость... продолжение.
22 июн 06:53 Схимник  святость... продолжение.
22 июн 09:16 изверг   святость... продолжение.
22 июн 12:23 Схимник    святость... продолжение.
29 июн 13:58 изверг     и на Земле снова воцарился мир... (с) Г.Франке
18 июн 15:16 Незнайка святость... продолжение.
19 июн 02:38 Схимник  святость... продолжение.
19 июн 12:54 Незнайка   святость... продолжение.
19 июн 17:51 Схимник    святость... продолжение.
20 июн 11:35 Незнайка     святость... продолжение.
22 июн 07:03 Схимник      святость... продолжение.
22 июн 12:19 Незнайка       святость... продолжение.
23 июн 20:50 Схимник        святость... продолжение.
25 июн 12:19 Незнайка         святость... продолжение.

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости