Вводные

Абу Ахмад

Братство Еретиков  »  Круглый стол  »  июнь 2001  »  Вводные

Line

10 июня CE 2001 01:55
В ответ на святость, святые, почитание святых - начало нового треда (Анна, 28 мая CE 2001 16:49)

Приветствую всех, уважаемых собеседников!

Извиняюсь за отсутствие (неполное, т.к. я кое-что читал, но больше
"складировал").

Зря время не терял и покопался в форуме Кураева на все эти темы. Нашел
много интересного. Например дискуссию о том кто же изображен на иконе,
кот. подписана Иисус Христос (мир ему). Там были жаркие дебаты и я не
все понял. Говорю как понял позицию православия по этому вопросу
(поправите если что): На такой иконе изображен Бог.

===цитаты===

Толкование св Феофилакта Болгарского к Иоанна, 14.

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня,
Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам
Отца?

Филипп думал, что он хорошо знает Христа, но не знает Отца. Посему и
сказал: ⌠покажи нам Отца, и довольно для нас■. Ибо сколь много ни
говори нам, что если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, но мы
не сможем таким образом познать Отца. А Ты покажи Его нам, телесным
глазам нашим. Филипп слышал, что пророки видели Бога, и сам пожелал
видеть Его так же телесно, не зная, что видения пророков были
снисхождением. Итак, научая Филиппа, что Бога нельзя видеть телесно,
Христос говорит: ⌠столько времени я с вами, и ты еще не познал Меня,
Филипп?■ Смотри. Не сказал: не ⌠видел■ ты, но не ⌠познал■, для того,
чтобы отвести Филиппа от земного помысла, от желания видеть Отца
телесно. Ибо о Боге говорится ≈ знать, а не телесно видеть. Потом
прибавляет: ⌠видевший Меня видел Отца■. Слова имеют такой смысл:
Филипп! ты желаешь видеть Отца телесным глазом и думаешь, что Меня ты
уже видел. А Я тебе говорю, что если бы ты видел Меня, то видел бы и
Его. А как Его ты ныне не видел, то не видел и Меня, как должно
смотреть на Меня: ты видел Меня телесно, так как Я имею и тело, но
божественного существа ты не видел; посему ты не можешь видеть телесно
и существа Отца. Ни Меня, ни Отца невозможно видеть телесно. Ибо
видевший Меня видел и Отца. Впрочем, многие думают, что видят Меня, а
Отца не видят. Посему Меня они видят не по божескому естеству, но по
человеческому. Можешь и яснее понимать так: Я единосущен Отцу. Итак,
кто Меня видел, то есть познал, тот познал Отца. Ибо, когда одно
существо и естество, тогда одно и познание. Да постыдится Арий, слыша,
что видевший ⌠Сына■, то есть познавший божество Сына, познал ⌠Отца■,
то есть божество Отца. Да постыдится и Савеллий, который говорит: одно
существо и одно лицо Отца и Сына. Ибо вот, Господь различает ипостаси,
и иное лицо показывает в Отце и иное в Сыне. Ибо в словах: ⌠видевший
Меня■, указывает на свое лицо, потом в словах: ⌠видел Отца■ ≈ на
другое лицо. Если же бы Он и Отец был одно лицо, то ничего такового Он
не сказал бы, но на просьбу Филиппа ≈ ⌠покажи нам Отца■, ответил бы,
что у Меня нет Отца, но Я есмь Отец и Сын. И было бы крайне неразумно
слышать, как Сын говорит: ⌠иду к Отцу Моему■, и ⌠Я в Отце■, и многое
тому подобное, и не понимать, что иное лицо Сына и иное Отца, сливать
их. Посему-то Господь упрекает этого ученика, что он столько времени
следует за Ним, видел знамения и дела Божества, но еще не познал Его,
как Бога, чтобы чрез Него познать и Отца. Ныне же, говорит, из того,
что ты желаешь видеть Отца телесно, открывается, что ты не веруешь ни
тому, что Я ≈ Бог, ни тому, что Он ≈ Бог.

Преп. Ефрем Сирин.

Ин. 12: И видящий Меня видит Пославшего Меня

Ужели видящий телесные черты? Нет. Ибо Отец ≈ не тело, чтобы можно
было сказать, что видящий телесно Христа видит и Отца, но под
видением разумей, прошу тебя, созерцание умственное. Господь говорит
как бы так: кто созерцанием ума обнял существо Мое, насколько возможно
человеку, тот обнял и существо Отца. Кто Меня признал Богом, тот, без
сомнения, признает и Отца. Ибо Я ≈ образ Отца. Всем этим показывается
единосущие Отца и Сына. Страждущие арианством пусть слышат, что
верующий в Сына верует не в Него, но в Отца, так что или и Отец есть
тварь, или и Сын ≈ не тварь. Как если бы кто-нибудь сказал, что
черпающий воду из реки берет ее не из реки, а из источника, так и
верующий в Сына верует не в Сына ≈ реку (ибо Сын не иного существа с
Отцом и не имеет чего-нибудь отличного от Отца), но верует в источник
добра, то есть Отца.

Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

Филипп хотел видеть Отца телесно, то есть, телесными очами, как
прежние праведники, которые видели ангелов и архангелов. Посему
Господь дал ему ответ о видении Божества, которое воспринимается очами
ума, ибо не сказал ему: «ты не видел», поелику Сам открылся ему
видимо, то говорит: ты не знаешь Меня , потому что величие Его было
сокрыто, то есть, если бы познали Меня, то увидели бы и Отца Моего,
Который не открывается. И апостол, говоря о Господе свидетельствует:
Который есть образ Бога невидимого (Кол.1,15), ибо в Нем обитает вся
полнота Божества телесно (Кол.2,9.)»

Свт. Иоанн Златоуст.

Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас

Что же Христос? Сильно упрекает его: столько времени Я с вами, и ты не
знаешь Меня . Но ведь я , мог сказать Филипп, не тебя хочу познать; я
желаю теперь увидеть Твоего Отца, а Ты мне говоришь: ты не знаешь Меня
? Какая тут связь? Весьма близкая. Так как, пребывая Сыном, Он есть то
же, что и Отец, то Он справедливо в себе самом показывает и Отца.
Потом Он разделяет ипостаси, говоря: видевший Меня видел Отца , чтобы
кто-нибудь не сказал, что Он вместе и Отец, и Сын. Почему же Он не
сказал Филиппу: ты требуешь невозможного, но так как Филипп сказал: и
довольно для нас , как будто он уже познал Христа, то Христос
показывает, что он и Его не познал.»

Догмат трех сот шестидесяти седми святых отец седмаго вселенскаго
собора, Никейскаго. Об иконопочитании.

Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленныя для
нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания
изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и
служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемаго воплащения Бога
Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно
едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе,
последующе Богоглаголивому учению святых отец наших и преданию
кафолическия Церкви, (вемы бо, яко сия есть Духа Святаго в ней живу
щаго,) со всякою достоверностию и тщательным разсмотрением определяем:
подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во
святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на
досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя
красками и из дробных камений и из другаго способнаго к тому вещества
устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и
непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и чтимых
Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез
изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающиии на оныя
подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати
их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей,
Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но
почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго
креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением
свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был.
Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и
покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней.
Тако
бо утверждает ся учение святых отец наших, сиесть, предание
кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия евангелие.

Один из выступавших.

Бог присутствует на иконе, через свой образ - и именно этому
присутствию мы и поклоняемся. Как в Кане галилейской, когда вода
превратилась в вино, так и доска с нанесенными красками становится
чем-то большим, она становится СВЯТЫНЕЙ. То есть вещью освященной
Богом, освященной Его присутствием в ней.

===конец===

А вот это меня немного развеселило и сподвигло на эксперимент:

"На самом деле, я имел в виду другое, попросите ребенка нарисовать
Бога, он нарисует человека, вокруг головы нимб, а рядом напишет "Бог".
Я утверждаю - ребенок нарисовал Бога, таким каким он его представляет.
А если "не будете как дети, не войдете в Царство Небесное".

Я спросил своего 6-летнего сына: "Можно ли нарисовать Аллаха?" Он с
чем-то вроде обиды сказал: "Нет". Я спросил: "Почему?" Он призадумался
на мгновение и потом сказал? "Но Он же... большо-о-й". :)) А ведь на
тему возможности-невозможности изображения Всевышнего я с ним не
говорил до этого. А вообще-то он любит рисовать. (Вон СП видел у меня
дома "наскальную" живопись, приветствия СП!) Так что похоже не прав
тот выступавший, все зависит от начальных установок. Если ребенку
говорят, что Бог воплотился в человеке, то он и будет рисовать Его
человеком, а если - нет, то нет. Как сказано: "Воспитание в раннем
детстве подобно резьбе по камню".

С уважением, Абу Ахмад

Ответить на сообщение

Line

28 май 16:49 Аннасвятость, святые, почитание святых - начало нового треда
10 июн 01:55 Абу Ахмад Вводные
11 июн 15:15 Анна  Вводные
12 июн 03:53 Абу Ахмад   Вводные
10 июн 01:55 Абу Ахмад святость, святые, почитание святых - начало нового треда
11 июн 15:00 Анна  святость, святые, почитание святых - начало нового треда
12 июн 03:53 Абу Ахмад   святость, святые, почитание святых - начало нового треда
12 июн 23:42 Анна    святость, святые, почитание святых - терминология
13 июн 04:35 Абу Ахмад     святость, святые, почитание святых - терминология
14 июн 14:38 Анна      Re: святость, святые, почитание святых - терминология
16 июн 01:15 Абу Ахмад       святость, святые, почитание святых - терминология
16 июн 23:56 Анна        Вы получали мое письмо про "любовь к ближнему"?
15 июн 02:50 Абу Ахмад       святость, святые, почитание святых - терминология
04 июн 09:47 Rus святость, святые, почитание святых
08 июн 11:19 Ересиарх  В мусор
28 май 21:01 addY святость, святые, почитание святых - начало нового треда
10 июн 02:51 Абу Ахмад  извинения
10 июн 01:55 Абу Ахмад  святость, святые, почитание святых - начало нового треда
11 июн 04:19 Схимник   святость, святые, почитание святых - начало нового треда
15 июн 02:50 Абу Ахмад    святость, святые, почитание святых - начало нового треда
12 июн 03:53 Абу Ахмад    святость, святые, почитание святых - начало нового треда
10 июн 13:19 addY   святость, святые, почитание святых - начало нового треда
15 июн 02:50 Абу Ахмад    святость, святые, почитание святых - начало нового треда
15 июн 08:28 addY     святость, святые, почитание святых - начало нового треда
16 июн 01:15 Абу Ахмад      святость, святые, почитание святых - начало нового треда
11 июн 04:47 Схимник    святость, святые, почитание святых - начало нового треда
11 июн 01:29 Абу Ахмад    святость, святые, почитание святых - начало нового треда
01 июн 01:16 Анна  господа! похоже, что смогу плотно участвовать в дискуссии тоько в июле
01 июн 04:16 addY   господа! похоже, что смогу плотно участвовать в дискуссии тоько в июле
06 июн 01:25 Анна    Попробую участвовать и из Москвы ...

Line

Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости