Уважаемый Абу Ахмад,
>>Полагаю, раз исходный вопрос был о подобии или неподобии языческого
>>поклонения идолам и православного почитания икон, то приемлемым путем
>>было бы: 1. четкое определение (с православной т.з.) понятий икона,
>>идол, поклонение, почитание.
икона - почитаемое изображение Иисуса Христа, Богородицы и святых
основания для почитания -
"Если теперь (в Ветхом Завете) нельзя изображать невидимого Бога, а когда увидишь Бестелесного вочеловечившимся ради тебя, тогда делай изображения Его человеческого вида. Когда Невидимый, облекший в плоть, становится видимым - тода изображай подобие Явившегося...все рисуй - и словом, и красками, и в книгах, и на доске" (прп.Иоанн Дамаскин, цит. о.Иларион Алфеев "Таинство веры",стр. 127)
"Что в Евангелии изображено посредством бумаги и чернил, то на иконе изображено посредством различных красок" ( прп. Феодор Студит, там же)
"Поклоняясь иконе, христиане поклоняются не доске с красками, а тому, кто изображен на ней" ( Алфеев, стр. 128)
Почитание - латрейя, veneratio - приличесвует иконам, так как "честь, воздаваемая образу, на Первообразная восходит" ( 7 Вс. Собор, там же. стр.127)
Поклонение - проскинесис тимике или adoratio - приличествует одному Богу.
Причины для почитания икон - опускаю византийские красоты стиля
1) предание Церкви
2) напоминание о действительности воплощения ( важность этого момента подчеркивается в ряде богослужебных текстов. Это главный довод)
3) чем чаще верующие смотрят на иконы, "тем больше они возбуждаются в воспоминании о первообразах, приобретают больше любви к ним. и получают воздаватьим лобзание, почитание,поклонение, но никак не истинное поклонение, приличествующее одному Божественному естесву" ( постановл. 7 Вс. Собора, цит по Поснов "История Церкви", стр. 461)
О неразумном боготворении икон было много сказано в церкви, дошло дело до того. что 6 6м веке некий святой ( Серен еп. Маргельский), "видя неразумие своих прихожан, сорвал все имевшиеся у негов храме изображения. Папа Гриогорий Великий хвалил ревность Серена, но находил ее не по разуму" ( Поснов стр. 256)
Некоторые богослужебные тексты
на неделю Торжества православия ( воспоминание 7 Вс. Собора)
"Пречистому Образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест..."
"Неописанное Слово Отчее, изТебе Богородице, описася воплощаем.."=
неописуемый как Второе лицо Троицы, родившись от Богородицы, став человеком, стал описуем и Твоя плоть тебя описывает (очень примерно)"
Из песнопений всем чтимым иконам Божией матери -
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, ..., и почитаем Твой святой образ, которым Ты исцеляешь тех, кто в верою и любовью приходит"
На Иверскую:
"от иконы Твоей, Владычица Богородица, многие исцеления подаются тем, кто с верою и любовью приходит к ней, так и мою немощь посети, и душу помилуй, Пречистая".
Т.н. те, кто с верой и любовью приходит к иконе, обращаются в конечном итоге к Богородице самой ( тем более в случае других икон, ситуация с Богородичными иконами самая тяжелая), и явно повторяют в наиболеее распростарненных богослужебных текстах, что это Богородица, а не икона, действует....
Идол - все, чему воздается истинное поклонение, кроме самого Бога. Например, еще раз - если человек имеет мысленный образ Бога как чего-то определенного - то это идол. (митр. Антоний Сурожский)
С уважением, жду вопросов
Анна-68
Несомненно, по данному вопросу можно сказать еще много чего, но если с цитатами в руках - то это максимум, на что лично я сейчас способна. Для тех, у кого есть Шмемана "Великий пост" - там есть хорошие, доступные и точные объяснения. Кто может - запостьте!
Ворота - Площадь - Библиотека - Колодец - Колокольня - Таверна - Круглый Стол - Джихад - Карта - Поиск - Симфония - Новости | ||
Дерево сообщений | Список заголовков | Одной страницей |